Компания по страхованию жизни «Номад Life» не ожидает такого роста премий по пенсионному аннуитету в 2014 году, который был в 2013 году. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz заявил директор департамента продаж и регионального развития КСЖ «Номад Life» Рамай Курбангалиев.
По мнению страховщика, такая тенденция будет связана в первую очередь, с повышением требований к минимальному размеру пенсионных накоплений для покупки пенсионного аннуитета. За год пенсионный аннуитет подорожал в разы. Так, в 2013 году для покупки минимального пенсионного аннуитета для мужчин в 55 лет нужно было иметь накоплений на 2,7 млн. тенге, для женщин в 50 лет – 3,3 млн. тенге. В 2014 году аннуитет стал дороже в 2 раза: для мужчин – 5,5 млн. тенге, для женщин – 7,6 млн. тенге.
При этом Курбангалиев еще раз обратил внимание, что объем рынка пенсионного аннуитета 2014 года будет ниже, чем в 2013 году. В другой страховой компании также придерживаются пессимистичных прогнозов. «В настоящее время в Казахстане аннуитетные пенсионные выплаты получают порядка 42,5 тыс. клиентов как по договорам пожизненного аннуитета, так и по договорам срочного пенсионного аннуитета, заключаемого по выслуге лет. В среднем в Казахстане ежегодно порядка 14-15 тыс. человек могли бы заключать договоры пенсионного аннуитета. Однако, в связи с увеличением минимального порога для заключения договоров пенсионного аннуитета это количество клиентов может снизиться в 2-3 раза», - отметила начальник отдела маркетинга КСЖ «Казкоммерц-Life» Натали Ананьева.
Ожидания страховщиков уже стали реализовываться. После снятия запрета на продажу пенсионного аннуитета, а именно в мае 2014 года, страховые компании заключили договоров пенсионного аннуитета на 16,2% меньше (-356,9 млн. тенге), чем за тот же период 2013 года. Если в мае прошлого года страховщики в рамках договоров пенсионного аннуитета привлекли премий на 2 млрд. 202 млн. тенге, то за этот же период 2014 года – лишь 1 млрд. 845 млн. тенге. После снятие моратория на продажу аннуитета, наибольший объем премий по данному продукту в мае привлекли КСЖ «Государственная аннуитетная компания» (+731,7 млн. тенге), КСЖ «Халык-Life» (441,7 млн. тенге) и КСЖ «Номад Life» (262,1 млн. тенге). Совокупный объем премий по пенсионному аннуитету этих компаний в мае достиг 77,7% от объема премий, собранных по рынку.
«После возобновления выдачи пенсионного аннуитета была заключено свыше 347 договоров аннуитета. Из них в мае 2014 года было заключено 230 договоров, за две недели июня – 117 договоров. Активность на рынке полностью соответствует нашим ожиданиям. Мы готовились именно к таким объемам», - подчеркнул Курбангалиев.
В КСЖ «Казкоммерц-Life» показатели менее внушительны. «C момента возобновления продажи пенсионного аннуитета в компании было заключено более 200 договоров. Для сравнения в прошлом году ежемесячно заключалось порядка 180-200 договоров пенсионного аннуитета. Это усредненное значение», - подчеркнула Ананьева.
В компании также отметили, что интерес казахстанцев к аннуитету, несмотря на повышение порогового уровня для его приобретения, по-прежнему сохраняется. «Мы предполагаем, что это связано с главным преимуществом пенсионного аннуитета. Так, покупатели этого продукта могут получать выплаты по договорам, не дожидаясь пенсионного возраста, который к тому же у женщин в ближайшей перспективе будет только расти. Кроме того, все договоры пенсионного аннуитета включают ежегодную индексацию аннуитетных выплат в размере не менее 6%. Также теперь потенциальные клиенты для заключения договора пенсионного аннуитета могут вносить в страховую компанию недостающую часть накоплений», - отметила Ананьева.
Пенсионный аннуитет был востребован уже в первую неделю после его разморозки. «С 6 по 13 мая 2014 года в компанию обратилось порядка 25 клиентов для заключения договоров пенсионного аннуитета. До вступления в силу временного запрета на заключение договоров аннуитета в компании в среднем заключалось до 50-60 таких договоров», – сообщили в мае в КСЖ «Казкоммерц–Life».
В КСЖ «БТА Жизнь» в мае заключили договоров пенсионного аннуитета на 188,9 млн. тенге, «КСЖ «Казкоммерц-Life» на 124,6 млн. тенге, «КСЖ «Grandes» на 96,6 млн. тенге. Самыми зависимыми компаниями от пенсионного аннуитета стали КСЖ «Государственная аннуитетная компания», КСЖ «Халык-Life» и КСЖ «Grandes». Доля премий привлеченных через пенсионный аннуитет в общем портфеле премий у некоторых игроков перевалила за четверть. Например, в КСЖ «ГАК» - 42,3%, в КСЖ «Халык-Life» - 25,3%, в КСЖ «Grandes» - 13,5%. У других компаний зависимость от аннуитета менее разительна: в КСЖ «БТА Жизнь» - 6,6%, в КСЖ «Казкоммерц –Life» - 5,3%, в КСЖ «Номад Life» - 4,0%.
Страховые компании возобновили продажу пенсионных аннуитетов даже раньше, чем предполагалось. Cтраховщики прекратили заключать договоры пенсионного аннуитета 12 июня 2013 года. Не исключено, что решение приостановить продажу аннуитета было принято в связи с тем, чтобы во время создания Единого пенсионного фонда не было перетока средств из фондов в страховые компании. До введения моратория на аннуитет портфель премий по пенсионному аннуитету активно увеличивался.