Проблему кредитного шопинга мы практически решили. Об этом рассказал в комментариях журналистам главный риск-менеджер ТОО «Первое кредитное бюро» Канат Халилов, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«Банки обновляют информацию в Первом кредитном бюро не реже одного раза в 15 дней. У заемщика действительно была возможность оформить несколько кредитов в течение 15-ти дней, были случаи такого мошенничества. Мы данный процесс называем «кредитный шопинг». То есть встречались ситуации, когда человек приходил в один банк и брал там кредит, затем оформлял еще один кредит в другом банке. В итоге выяснялось, что он в нескольких банках набирал по 10 кредитов и потом мог не погашать их», - подчеркнул Канат Халилов.
При этом собеседник обратил внимание, что банки могут предостеречь себя от неблагонадежных заемщиков, использовав новую опцию кредитного бюро. «В настоящее время у нас есть специальный продукт - кредитная заявка. При подаче заемщиком заявки на кредит в режиме on-line банк по нему отправляет информацию в Первое кредитное бюро. Если этот заемщик приходит в другой банк, то другой банк заемщика по этой кредитной заявке в on-line режиме может проверить. Таким образом, проблему кредитного шопинга мы сейчас посредством данного продукта практически решили», - считает Халилов.
Как отметили аналитики Первого кредитного бюро, перекредитованность розничного рынка Казахстана объяснима. «Согласно нашему исследованию, зафиксированный рост кредитования в 2013 году может быть обусловлен фундаментальным спросом на кредитный продукты со стороны населения, рожденного в 80-х годах прошлого столетия. В течение данного периода рождаемость в Казахстане находилась на относительно высоком уровне, а пик рождаемости был зафиксирован в 1987 году. В настоящее время, поколение, рожденное в 80-х годах прошлого столетия, достигло возраста, когда, как правило, создают семьи. В связи с этим у этого поколения возрастают экономические потребности и, как следствие, появляется спрос на розничное кредитование», - считают в кредитном бюро.
Между тем, за пользование услугой, которая бы обеспечивала доступ банков к on-line заявкам от заемщиков, банкам нужно будет заплатить. Так, Первое кредитное бюро является коммерческой организацией, субъектом частного предпринимательства. Но, скорее всего, банки все-таки решат пожертвовать частью своей прибылью, чтобы предотвратить ухудшение качества своего кредитного портфеля. Планки по доле неработающих кредитов в 15%, ранее обозначенной Нацбанком РК, многим банкам только предстоит достичь. Хотя несмотря на то, что она была установлена на начало 2014 года, некоторым банкам может потребоваться гораздо больше времени, чем предполагалось регулятором, для ее достижения.
Ведь пока, у некоторых банков доля займов с просрочкой платежей превышает средний показатель по рынку, который составляет 39,7%. Банками, попавшими в «зону риска» стали как реструктуризированные, так и не подвергшиеся реструктуризации игроки. Например, на начало марта 2014 года в «БТА Банке» доля «токсичных» кредитов составила 89,5%, «Альянс банке» - 61,7%, «АТФБанке» - 46,8%, «Казкоммерцбанке» - 42,2%, Kaspi bank - 27,8%, «Банке ЦентрКредит» - 27,7%, «Евразийском банке» - 21%, «Народный банке» - 20,6%, ДБ «Сбербанке» - 9,5%, «Цеснабанке» - 7,8%.
Данные по просроченной задолженности заемщиков в разрезе банковского рынка дают понять, что как банкам, так и регулятору необходимо предпринять меры для того, чтобы затормозить процесс наращивания просрочки. Просроченная задолженность по кредитам за год увеличилась на 32,4% (+630,3 млрд. тенге). Если на конец февраля 2013 года просроченная задолженность была на уровне 1,9 трлн. тенге, то на ту же дату 2014 года она достигла планки в 2,5 трлн. тенге. При этом больше всех задолжал корпоративный сектор. Доля компаний в общей структуре просроченной задолженности на конец февраля 2014 года составила 81,4%. За год просроченная задолженность розничных клиентов увеличилась на 33,5% с 335,4 млрд. тенге до 477,9 млрд. тенге. Половина просроченной задолженности розничных клиентов приходится на потребительские кредиты – 238,9 млрд. тенге.
За месяц просрочка по займам также увеличилась– на 7,6%. Просрочка розничных клиентов перед банками росла более активно, чем по компаниям. В феврале объем просроченной задолженности физических лиц увеличился на 8,9%, организаций – на 7,3%. Хотя, скорее всего, Нацбанк РК уже произвел корректировку просрочки по валютным займам на эффект девальвации тенге. В итоге, как на рост просрочки по розничным клиентам, так и по корпоративным в тенговом выражении повлияла в наибольшей степени 20%-ная девальвация.
Не исключено, что недобросовестные заемщики вскоре могут поторопиться ответить по своим обязательствам перед банками. 28 января 2014 года должников по кредитам обязали за каждый день просрочки платить пеню в размере 0,1% от суммы взысканной решением суда. В Казкоме ранее подчеркнули, что в целом, нововведение направлено на формирование ответственного отношения должников к своим обязательствам. «По мнению разработчиков, нововведение будет способствовать своевременному и неукоснительному исполнению решений суда. Ужесточение ответственности должника в ходе исполнения решения суда, скорее всего, приведет к снижению роста просроченной задолженности по кредитам», - сообщили в Казкоме.
ТОО «Первое кредитное бюро» было образовано 2 сентября 2004 года семью банками второго уровня Казахстана, крупной казахстанской финансовой организацией и исландской компанией CreditInfo. «Первое кредитное бюро» первое в Казахстане кредитное бюро, которое осуществляет централизованный сбор, хранение и процессинг информации, а также формирование кредитных историй и выдачу кредитных отчетов. Кроме этого, кредитное бюро предлагает и другие дополнительные услуги. Поставщиками информации в «Первое кредитное бюро» являются 72 организации Казахстана. База данных бюро насчитывает более 6 млн. кредитных историй, содержащих информацию о более чем 21,4 млн. кредитных контрактов.