О причинах и последствиях черного вторника для казахстанского тенге корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал финансовый аналитик Сергей Плисак.
– Здравствуйте, Сергей! Сегодня Нацбанк Казахстана провел одномоментную девальвацию национальной валюты, установив курс на уровне 185 тенге за доллар США. Насколько устойчив этот курс и вероятны ли его корректировки в кратко- и среднесрочной перспективе?
– Безусловно, сейчас у многих превалирует эмоциональная реакция на происходящее. Допускаю, что в ближайшее время будет небольшая техническая корректировка курса, однако с учетом всех обстоятельств, я думаю, она будет не большая.
– Что Вы можете сказать относительно размера девальвации. Многие прогнозировали верхний порог курса на уровне 170-175 тенге за доллар, но Нацбанк пошел еще дальше?
– Наверно это больше связано с ситуацией по российскому рублю. Сам размер девальвации суммарно превышает январское ослабление рубля, что, на мой взгляд, отражает ожидания монетарных властей Казахстана относительно дальнейшего ослабления российской валюты и связанного с этим вымывание золотовалютных резервов казахстанского Нацбанка. Поэтому, вероятно, был заложен некий запас, чтобы по несколько раз не объяснять населению что происходит. Думаю, курс в 185 тенге за доллар рисует новую красную границу, которую регулятор готов удерживать, жертвуя своими резервами.
– Чего ждать казахстанцам в плане возможных последствий? Как это отразится на стоимости товаров и услуг?
– В плане последствий, безусловно, подорожает импорт. Конечно, это будет не сразу, а с некоторым временным лагом, который зависит от товарных остатков на складах. Но нужно понимать, что одной из составляющих этого решения является повысить конкурентоспособность товаров Таможенного союза перед импортной продукцией третьих стран. Что касается услуг, то здесь все будет зависеть от доли валютной составляющей. Но в целом, корректировка цен однозначно произойдет.
– Какими, на Ваш взгляд, доводами руководствовался Нацбанк, идя на этот шаг?
– В связи с тем, что в Таможенном союзе одна из стран-участниц значительно ослабляет валюту, это не может не затрагивать интересы других партнеров по объединению. Это в первую очередь снижает конкурентоспособность товаров из этих стран и вымывает резервы регуляторов. Это в свою очередь требует адекватной защитной реакции. Так что одной из составляющих этого шага – желание Нацбанка сохранить свои золотовалютные резервы.
Для экономики, это в первую очередь поддержка экспортеров. Что касается производителей, для тех, кто не имеет валютной составляющей – безусловно, это стимулирующая мера. И возможно, этот шаг станет драйвером по достижению планового роста экономики в текущем году на 7%.
Это также положительно повлияет на государственный баланс Казахстана, который и без этого сильный. Вырастут поступления в бюджет. Это последствие, я считаю, входит в комплекс моментов, которые учитывались при принятии этого решения.
– Девальвация происходит на фоне выхода государства из капитала трех банков. Не повлияет ли это на условия покупки этих фининститутов? Как девальвация отразится на банковском секторе?
– Что касается квазигосударственных банков, то думаю, качество в цене уже учтено и каких-либо корректировок вносится, не будет. Кроме того, не исключено, что если в этих договорах не было валютной привязки, покупатели теоретически могли еще и немного выиграть от сделки. Что касается банковской отрасли, то вероятно, ссудный портфель продолжит ухудшаться. Прежде всего, за счет той категории заемщиков, которые имеют кредит в валюте, а зарплату или выручку получают в тенге. Для таких людей выплаты по обязательствам вырастут на величину девальвации.