В министерстве экономики Казахстана считают, что это неприемлемо. «В США транспортный налог основан по «экологичной» схеме, то есть налог включен в стоимость топлива. На сегодняшний день, учитывая экономическое состояние, уровень ВВП на душу населения в 12 тыс. долларов в сравнении с США, где ВВП составляет 50 тыс. долларов, такой опыт для Казахстана неприемлем. Поскольку за 2012 год в бюджет от налога на транспортные средства поступило порядка 27 млрд. тенге, потреблено 4 млрд. литров топлива и с учетом ожидаемого повышения, в целом при переносе на 1 литр бензина необходимо будет увеличить стоимость бензина на 8,35 тенге», - говорится в ответе на письменный запрос агентства КазТАГ.
В этом случае, считают в министерстве, налоговое бремя коснется всех граждан РК и создаст мультипликативный эффект увеличения инфляционных процессов на 0,1%, что, в свою очередь, приведет к росту цен.
В министерстве экономики напомнили, что в действующей редакции Налогового кодекса следующие ставки налогов для автомобилей с объемом двигателя от 3001 до 4000 куб. см составляет 15 МРП ( около 25 тыс. 500 тенге) , в то время как с двигателем свыше 4 тыс. куб. см - 117 МРП (около 198 тыс. 900 тенге).
«Как видно, существует огромный дисбаланс в системе налогообложения в 10 раз между автомобилями, которые нельзя отнести к автомобилям эконом-класса с низким расходом топлива, с автомобилями большего объема. В связи с этим, с целью обеспечения более плавного роста нагрузки в зависимости от объема двигателя и соблюдения принципа «чем больше загрязняешь, тем больше платишь», пересмотрены ставки в сторону увеличения налога на транспортные средства для автомобилей с объемом двигателя в диапазоне свыше 3 тыс. до 4 тыс. куб. см», - отметили в министерстве.
На 1 января 2013 года в РК было зарегистрировано 3,8 млн. автотранспортных средств. Повышение налога на транспорт коснется 3%, или 112 тыс. автомобилей. Ранее министр финансов РК Болат Жамишев назвал предлагаемое повышение налога на автотранспорт с объемом двигателя свыше 3 тыс. куб. см до 4 тыс. куб. см своеобразным налогом «на роскошь». По его словам, из законодательства необходимо убрать нормы о соответствующих налоговых льготах для инвалидов. Ранее Б. Жамишев также сообщал, что в Казахстане практически не осталось ветеранов Великой Отечественной войны, на которых не был бы оформлен джип.