Рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» и журнал «Эксперт Казахстан» подготовили обзор деятельности аудиторских компаний Казахстана за 2012 год. По итогам года выручка аудиторских компаний, принявших участие в исследовании, выросла на 9,4% и составила 5,98 млрд. тенге.
По-прежнему недосягаемым лидером остается KPMG. Выручка группы в Казахстане по итогам 2012 года составила 4,1 млрд. тенге (рост – 6,9%). Далее следуют Бейкер Тилли Елтал Казахстан с выручкой 552,6 млн. тенге и НАК Центраудит-Казахстан – 452 млн. тенге.
Драйвером рынка, по мнению участников прошлогоднего опроса, должен был стать Таможенный союз и эти ожидания оправдались. Наблюдается рост интереса со стороны компаний ближнего зарубежья. А вот надежды на рост спроса на инициативный аудит в связи с восстановлением экономики, оказались напрасными.
В ответах аудиторов ощущается скрытое, а то и явное недовольство существующим положением, при котором все преимущества на рынке аудиторско-консалтинговых услуг имеют компании «большой четверки». Отчасти им могут составить конкуренцию только компании входящие в международные группы, менее крупные участники рынка остаются в сложном положении.
Демпинг по-прежнему является горячей темой для аудиторов. Все опрошенные компании без исключения в качестве основных проблем отрасли отметили недобросовестную ценовую конкуренцию наряду с несовершенством законодательства о госзакупках, которое как раз и стимулирует демпинг. Еще одна проблема системы госзакупок, на которую обращали внимание участники ренкинга и в прошлом году – формальное проведение тендеров, победитель которых заранее известен.
Аудиторы дают осторожные прогнозы на будущее. Начало года не было удачным для отдельных компаний и даже целых отраслей. Понятно, что компании будут сокращать расходы, в том числе и на аудиторские и консалтинговые услуги. Происходящие и ожидаемые изменения в экономике Казахстана, в том числе реорганизация деятельности накопительных пенсионных фондов (НПФ) с созданием единого государственного НПФ, а также стагнация фондового рынка страны, по ожиданиям участников рынка, не лучшим образом отразятся на аудиторском бизнесе.
Участники рынка ждут определенных шагов от государства по увеличению числа потенциальных клиентов, для чего обязательный аудит, считают они, следует распространить на все крупные и средние предприятия.