Медицинское страхование в Казахстане пока является убыточным. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz сообщили страховщики.
В «Коммеск-Өмір» обращают внимание, что рост убыточности, прежде всего, связан с постоянным повышением стоимости на медицинские услуги, медикаменты, а также с частыми обращениями застрахованных в клиники. «Имеют место и случаи «гипердиагностики», когда медучреждения назначают застрахованным большое количество ненужных медицинских процедур. Поэтому многие страховщики, занимающиеся медицинским страхованием, пошли по пути создания собственных медицинских центров и клиник», - проинформировал глава «Коммеск-Өмір» Дмитрий Жеребятьев.
Страховщик обращает особое внимание, что порой компании не всегда могут покрыть убытки за счет других видов страхования.
В тоже время Жеребятьев проинформировал, что в настоящее время для «Коммеск-Өмір» медицинское страхование является безубыточным. «Этот вид бизнеса не приносит нам дохода. Обычно более крупные компании покрывают убытки по данному виду страхования за счет инвестиционного дохода. Другие – за счет обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», - отметил Жеребятьев.
Как отмечают в «Нефтяной страховой компании» для страховщиков медицинское страхование является важным инструментом привлечения клиентов и позиционирования на рынке. В компании низкую рентабельность данного продукта связывают с нормативами, по которым предприятия рассчитывают бюджеты на страхование, и неизбежностью наступления страховых случаев.
«Для выведения медицинского страхования на качественно новый уровень, необходимо внести законодательные изменения в части внедрения обязательного медицинского страхования. Следует заменить существующую «бесплатную» государственную медицину, на обслуживание населения медицинскими учреждениями, тесно сотрудничающими со страховыми компаниями», - пояснила начальник управления медицинского страхования «Нефтяной страховой компании» Алмара Бижанова.
Так, по мнению Бижановой, у людей появится выбор, где лечиться. В частной или государственной клинике, по месту жительства или в другом месте. Как считает Бижанова, таким образом, будет формироваться конкурентная среда, когда будут востребованы именно лучшие врачи и клиники. По ее словам, страховщики, чья деятельность является лицензируемой и регулируемой, смогут обеспечить прозрачность финансовых потоков и контроль за расходами денежных средств.
«У страховых компаний наработаны механизмы по сбору премий, управлению рисками, имеются финансовые ресурсы. Также они имеют опыт создания и управления медицинскими учреждениями. Так, у многих компаний есть собственные ассистансы», - проинформировала Бижанова.
В «Архимедес Казахстан» также отметили, что медицинское страхование является высокозатратным продуктом. «Поэтому большинство страховщиков рассматривают полис на случай болезни как дополнение к пакету предлагаемых компании страховых услуг. Или как канал последующих продаж других страховых продуктов», - поделилась председатель правления «Архимедес Казахстан» Ляззат Буранбаева.
Как сообщили страховщики, именно инфляция тянет за собой увеличение расходов по выплатам. Так, в «Архимедес Казахстан» пояснили, что рост премий по медицинскому страхованию должен, по крайней мере соответствовать так называемой «медицинской инфляции». То есть росту стоимости медицинских услуг и медикаментов, но на практике наблюдается отставание.
«Медицинская инфляция значительно опережает индекс общей инфляции. Так, если цены на медикаменты и услуги клиник растут в среднем на 25%. При этом общая инфляция составляет 8%. Уровень медицинской инфляции растет из-за увеличения себестоимости медицинских услуг – заработной платы врачей, расходных материалов, медикаментов, оборудования. Соответственно, медицинская инфляция влечет за собой рост расходов страховщика на страховые выплаты», - проинформировала глава «Архимедес Казахстан».
Как сообщила Буранбаева, точки безубыточности страховщик достигнет тогда, когда страховые выплаты по медицинскому страхованию составят не более 80% от чистой страховой премии. «На практике этот показатель колеблется в районе 95-120%. По нашим оценкам, средний уровень убыточности медицинского страхования по рынку составляет 105%. Приближение уровня страховых премий к границе безубыточности на рынке происходит с большим трудом из-за ограниченного спроса и конкуренции между страховщиками», - проинформировала Буранбаева.
Отметим, что даже для компании «Архимедес Казахстан», которая специализируется только на медицинском страховании, этот вид бизнеса является убыточным. Как пояснила глава этой компании, прибыль поступает за счет инвестиционной деятельности. В частности посредством размещения капитала и своих резервов на рынке ценных бумаг. Именно эта деятельность, по информации Буранбаевой перекрывает получаемый операционный убыток от медицинского страхования.
«По нашей оценке, в среднем страховые выплаты на рынке на 5% превышают заработанные премии, не учитывая административных расходов. Во многом такая ситуация определяется конкуренцией между страховщиками в условиях ограниченного спроса по медицинскому страхованию. Так, страховщики хотят заполучить клиента на любых условиях, и готовы предлагать очень низкие цены на страхование и большие комиссии посредникам», - уточнила Буранбаева.
Так, по словам собеседницы, в целом, менеджмент в большинстве страховых компаний больше заинтересован в наращивании продаж, чем в конечном результате бизнеса. По мнению Буранбаевой, именно поэтому наблюдается постоянная смена руководителей в страховых компаниях.