Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Финансы
  3. Новый Налоговый кодекс: что ждёт бизнес и бюджет Казахстана

Новый Налоговый кодекс: что ждёт бизнес и бюджет Казахстана

Специальные режимы, администрирование и ожидаемые результаты

Капитал - Новый Налоговый кодекс: что ждёт бизнес и бюджет Казахстана

В Казахстане одним из ключевых событий года уже сейчас можно назвать принятие давно обсуждаемого нового Налогового кодекса. Принять его удлось не сразу. Споры вызывали ставки, льготы, вопросы администрирования. И после принятия документа представители профильных государственных ведомств стали проводит встречи с бизнес-сообществом, отраслевыми ассоциациями для разъяснения норм документа. Например, недавно прошли встречи с представителями ращличных предприятий и организаций, экспертами на площадках Национальной палаты предпринимателей (НПП) «Атамекен», региональных акиматов и госорганов. Ряд таких встречи проходили с участием заместителя премьер-министра — министра национальной экономики Серика Жумангарина, председателя президиума палаты Раимбека Баталова, а также руководителей отраслевых объединений. Центральными темами обсуждений стали сокращение количества специальных налоговых режимов, изменения в администрировании и прогнозируемый эффект для бюджета.

Оптимизация специальных налоговых режимов

Одно из ключевых новшеств Налогового кодекса - это реформа специальных налоговых режимов (СНР). Их теперь не семь как было раньше, а только три. Первый - для самозанятых. Этот режим ориентирован на физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ИП) и работников. Он доступен при ежемесячном доходе до 300 МРП и предполагает только уплату соцвзносов, которые составят четыре процента от дохода. Второй специальный режим - это СНР на основе упрощённой декларации. В этом случае сохраняется освобождение от НДС и социального налога. Применять этот СНР смогут компании с годовым оборотом до 600 тысяч месячных расчетных показателей (в этом году в пересчете это порядка 2,4 млрд тенге), при этом нет ограничений относительно количества работников. Исключение составят запрещённые виды деятельности. И последний - третий СНР ориентирован на фермеров и аграриев. Для этой категории упраздняется единый земельный налог. Вместо него вводится подоходный налог, ставка по которому составит 0,5% от валового дохода. При этом земельный налог для неиспользуемых сельхозугодий повышаются в 20–40 раз.

Новые правила администрирования

Вопросы администрирования неоднократно поднимались при обсуждении эффективности применения Налогового кодекса. Поэтому в принятом документе значительные корректировки затрагивают и администрирование. Это позволило сократить на треть налоговую отчетность, общее количество налогов урезали на 20%, вместе с тем пересмотрели льготы и сборы. 

Кроме того, меняется порядок взыскания задолженностей. Сейчас санкции применяются при долге от шести месячных расчетных показателей (МРП), а в новом кодексе вводится дифференциация:

  • до 20 МРП — только уведомление;

  • 20–45 МРП — ограничение операций по счетам;

  • свыше 45 МРП — возможное обращение взыскания на имущество.

Таким образом, небольшие просрочки не будут блокировать деятельность компаний, что особенно важно для малого бизнеса.

Правительственный акцент: бюджет развития

По оценкам правительства, новая система увеличит бюджетные поступления более чем на 3 трлн тенге ежегодно. Как отметил премьер-министр Олжас Бектенов, эти средства будут направлены на развитие инфраструктуры:

  • строительство дорог и железнодорожных линий;

  • модернизацию энергосетей и инженерных коммуникаций;

  • поддержку отечественных производителей и перерабатывающей промышленности;

  • укрепление транзитного и транспортного потенциала.

«Это позволит обеспечить устойчивый рост экономики, расширить налоговую базу и повысить доходы бюджета. А значит, государство сможет продолжать выполнять социальные обязательства», — подчеркнул глава правительства.

Бизнес о новых правилах

Предприниматели, в свою очередь, обозначили проблемные моменты:

  • Общественное питание. Вероника Даугалиева, руководитель отраслевой организации, предложила оставить право на вычет расходов по КПН для предпринимателей, работающих на упрощённой декларации.

  • Строительство. Виктор Микрюков, исполнительный директор Ассоциации застройщиков, выступил против практики аннулирования регистрации юрлиц. Он считает, что нужен прозрачный механизм ликвидации.

  • Малый ретейл. По словам депутатов и владельцев «магазинов у дома», действующий розничный налог в 4% слишком высок. Бизнес просит снизить ставку до 2%. Также озвучена проблема высоких банковских комиссий при мобильных переводах — до 5%, что напрямую бьёт по марже.

«Без корректировки розничного налога и учёта цифровизации может пострадать целый сегмент рынка — рабочие места, налоги и доступность товаров», — отметил депутат Айтуар Кошмамбетов.

Баланс интересов как ключевой фактор

Таким образом, новый Налоговый кодекс может стать крупнейшей реформой налоговой системы за последние годы. Для государства это источник дополнительных доходов и возможностей для инвестиций в развитие. Для бизнеса — снижение бюрократии, но вместе с тем новые вызовы в части налоговой нагрузки.

Успех реформы напрямую будет зависеть от того, насколько власти сумеют учесть интересы предпринимателей и найти баланс между потребностями бюджета и возможностями бизнеса.

Вызовы и направления развития

В течение двух лет в нашей стране растут бюджетные поступления. По данным официальных органов, в 2022-2024 годы доходы выросли на 34% и составили 27,1 трлн тенге, что эквивалентно 20,2% ВВП. Главным источником остаются налоговые поступления, они обеспечивают около трёх четвертей доходной части. Наибольшая доля – это НДС (на его долю приходится 28,3%), корпоративный подоходный налог (доля 26,6%) и индивидуальный подоходный налог (на него пришлось 11%). Дополняют структуру социальный налог (с долей 7,3%) и акцизы (доля 4,6%). Существенным источником остаются и трансферты из Национального фонда. Это отражает высокую зависимость от сырьевого сектора. Вместе с этим растут расходы казны. Если в 2022 году показатель составил 21,5 трлн тенге, в 2024 году – уже 30,3 трлн тенге. То есть рост составил почти 41%. Наибольшие вложения традиционно направлялись в социальную сферу: образование, социальную защиту, здравоохранение. Сопоставимые расходы приходились на транспорт и связь, ЖКХ и обслуживание государственного долга.

Но вместе с ростом доходов в абсолютных значениях фиксируется снижение доли налоговых поступлений в ВВП. Ранее заявлялось, что основными причинами являются ограниченный охват налогообложением ряда отраслей, избыточный объём льгот, высокий уровень теневой экономики и недостаточная эффективность администрирования. В итоге бюджет сталкивается с рисками недополучения средств, необходимых для реализации приоритетных государственных задач.

Этими факторами объясняют необходимость трансформации налогово-бюджетной политики. Цель реформ — укрепить фискальную устойчивость, повысить прозрачность системы и справедливость распределения налоговой нагрузки. Реализация этих мер должна обеспечить не только рост доходной базы бюджета, но и более эффективное использование ресурсов, что станет основой для долгосрочного социально-экономического развития страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram