USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
73.82$
+0.180
BTC
97050.30$
+2801.600

Модель лояльности клиентов банков в Казахстане будет меняться - S&P

«Цифровое» поколение привыкло совершать транзакции удаленно и, как правило, мало привязано к традиционным банковским брендам

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Банки в Казахстане быстро адаптируются к новым технологиям и имеют преимущество, так как первыми начали внедрять такие технологии, и у них есть потенциал для укрепления своих позиций на рынке. Об этом говорится в аналитическом обзоре S&P Global Ratings о цифровизации в розничном банкинге – «Банки в Центральной Азии и на Кавказе спешат занять свою долю рынка цифровых банковских услуг», сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Развитие технологий: банки создают финтех-инфраструктуру в рамках собственных экосистем

В S&P указывают, что доступный интернет, высокая скорость соединения, высокое и растущее проникновение сети интернет, а также высококвалифицированные IT-специалисты поддерживают цифровую трансформацию банковского сектора Казахстана.

«Это поспособствовало тому, что банки стали совершенствовать свою платежную инфраструктуру и искать способы создания собственных технологически ориентированных экосистем. В то же время финтех-компании имеют лишь умеренное присутствие на рынке», - указывается в обзоре.

По Индексу цифрового доступа глобальной инициативы в области устойчивого развития, Казахстан занимает 10-е место по доступности и 62-е место из 157 стран по доступу и использованию новых информационно-коммуникационных технологий, что сопоставимо с показателями Мексики, Аргентины и Южной Африки.

«За последние 10 лет банковская отрасль Казахстана, и особенно крупнейшие игроки, вкладывали значительные средства в цифровизацию. Это было главным образом обусловлено предпочтениями клиентов, сильным IT-сектором и жесткой конкуренцией. Это поддерживает процесс андеррайтинга, расширяет предложение для клиентов и улучшает пользовательский опыт. Однако трансформация бизнеса имеет свою цену. Возрос риск, связанный с цифровизацией, в работе технологий или инфраструктуры, что требует дополнительных значительных инвестиций в IT, защиту данных и развитие инфраструктуры. По нашей оценке, средняя доля IT-расходов банков, вероятно, вырастет с 8-10% в настоящее время до 15–17% их операционных расходов в ближайшие три года», - отмечают в S&P.

Режим регулирования: баланс инноваций и устойчивости

В целом в отношении финансовых услуг по-прежнему применяются жесткие нормы регулирования, основное внимание в котором уделяется традиционным финансовым бизнес-моделям и стандартным банковским рискам. Это в значительной степени ограничит доступ на рынок для новых участников с абсолютно инновационными бизнес-моделями. Учитывая растущий риск утечки данных, в S&P ожидают, что регулирование по-прежнему будет уделять особое внимание конфиденциальности и безопасности данных.

Регулирование и регуляторная практика поддерживают инвестиции банков в новые технологии и препятствуют инновациям в финансовом секторе. Финансовый регулятор реализовал несколько крупных проектов, поддерживающих дальнейший технологический прогресс в банковском секторе, и работает над еще несколькими инициативами. Национальный банк продолжает изучать идею реформирования денежно-кредитной системы путем запуска цифровой валюты центрального банка (цифрового тенге), пилотный проект уже запущен в начале 2024 года.

«Мы полагаем, что эта инициатива вряд ли будет иметь последствия для банковской системы», - указывают эксперты.

Отраслевые характеристики: барьеры для входа высоки, учитывая доминирование в секторе крупных банков

«По нашему мнению, маловероятно, что цифровые инновации в банковской сфере существенно потеснят позиции доминирующих игроков, поскольку они были в числе первых, кто начал предпринимать шаги в области цифровизации и инноваций. Доля 10 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы составляет около 88%, а на два крупнейших банка — АО «Народный банк Казахстана» и АО «Kaspi Bank» — приходится около половины совокупных средств клиентов», - отмечают в S&P.

Лидеры рынка также являются лидерами в области банковских инноваций и инвестиций в цифровую трансформацию, имея большие возможности для инвестиций и определив оптимизацию затрат и цифровую трансформацию в качестве своих основных приоритетов. Казахстанские банки продемонстрировали высокие показатели прибыльности: за последние пять лет показатель доходности среднего капитала (return on average equity, ROAE) составил около 25%, а также одно из лучших в отрасли отношение расходов к доходам — 25–30%, что помогает им быстро адаптироваться к новым технологиям и меняющимся потребностям клиентов. Доминирующее положение банков поддерживается длительной историей работы на рынке Казахстана и прочными отношениями с клиентами.

«Мы считаем, что такая высокая степень концентрации является преимуществом для розничных банков, ведущих деятельность в Казахстане, поскольку она представляет собой серьезное препятствие для цифровых компаний, пытающихся выйти на рынок. Кроме того, банки имеют благоприятные позиции для инвестирования и получения выгоды от цифровой трансформации благодаря относительно неразвитому рынку венчурного капитала в Казахстане и отсутствию потенциальных внешних конкурентов», - указывается в обзоре.

Предпочтения: растущий спрос со стороны технически подкованного населения

Модель лояльности клиентов банков будет меняться. Вместо выбора одного конкретного банка клиенты будут обращаться к нескольким организациям для проведения различных операций и получения услуг, с возможностью легкого перехода от одного к другому. Это заставляет банки быстро внедрять цифровые технологии и постоянно совершенствовать свои продукты и услуги. Урбанизация, географическое расположение и возраст в особенности влияют на предпочтения клиентов в банковском секторе и их потребности в цифровых инновациях.

Большая часть городского населения Казахстана готова применять новые финансовые технологии, адаптированные под их повседневные финансовые потребности. Около 88% населения хорошо разбираются в технологиях, используют банковские карты вместо наличных платежей, а также услуги интернет- и мобильного банкинга. Этот сегмент населения также тесно связан с основной долей потребителей розничных банковских услуг. Хотя пандемия ускорила внедрение мобильного банкинга, демографические факторы также сыграли немаловажную роль. Так называемое «цифровое» поколение привыкло совершать транзакции удаленно, часто с помощью своих телефонов, и, как правило, мало привязано к традиционным банковским брендам, услугам, отделениям или продуктам. Это делает их более открытыми, чем предыдущие поколения, для новых решений, таких как кредиты с возможностью купить сейчас и заплатить позже, а также для смены поставщика банковских услуг.

В S&P считают, что географическое расположение и средний возраст населения играют определенную роль в темпах цифровой банковской трансформации. Например, около 64% общего объема транзакций в Казахстане с использованием карт приходится на три крупнейших города: Алматы, Астану, Шымкент. В них проживает всего 24% трудоспособного населения страны. В крупных городах, по-видимому, наблюдается самая высокая концентрация технически подкованных клиентов, капитала, банков, предлагающих инновационные продукты, а также IT-специалистов и инфраструктуры для их поддержки.

Неравномерное распределение доходов и значительная доля населения с относительно низкими доходами сдерживают общий уровень проникновения банковских услуг и, в некоторой степени, спрос на цифровые инновации в Казахстане. По данным Бюро национальной статистки, около 75% населения зарабатывает в среднем не более 237 000 тенге (около 500 долларов) в месяц, что ограничивает долю населения, способного пользоваться банковскими услугами, и сегмент клиентов, которые были бы заинтересованы в современных банковских продуктах.

Резюме

  1. Внедрение новых цифровых платформ, превосходные инвестиционные возможности и универсальная банковская модель казахстанских банков помогают им сохранять доминирующее положение на рынке в стремлении повысить эффективность операционной деятельности и сохранить высокие показатели прибыли.
  2. Банковский сектор применяет лучшие мировые практики, внедряет инновации и пользуется преимуществами быстрого распространения мобильной связи и интернета, технически подкованных клиентов и развитого ИТ-сектора.
  3. Банки занимают благоприятные позиции для инвестирования и получения выгоды от цифровой трансформации благодаря относительно неразвитому рынку венчурного капитала в Казахстане, высоким барьерам для входа и строгому регулированию в финансовом секторе.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.