Холдинг «Байтерек» разработал стратегию цифровизации на 2024-2026 годы. О том, какие цифровые решения планируют внедрить для бизнеса, в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал заместитель председателя правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Усен Галым.
- Усен Аскарович, в сентябре 2023 года президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана поручил провести структурную трансформацию и масштабную цифровизацию холдинга «Байтерек». Что удалось сделать за прошедшие три месяца?
- Была проделана большая работа по утверждению стратегии цифровизации холдинга на 2024-2026 годы, которая требовала вовлечения всех заинтересованных стейкхолдеров: наших дочерних организаций, их клиентов, партнеров, госорганов, экспертов, независимых директоров. Ведь, для проведения масштабной цифровизации, в первую очередь нужно было выработать общее видение – в чем будет заключаться цифровизация, в каких направлениях она будет осуществляться, какие приоритеты будут выставлены в работе и пр. Сейчас мы ведем активное обсуждение ее реализации в сотрудничестве с министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, АО «НИТ» и другими организациями.
- Расскажите более подробно о планируемой цифровизации.
- Одним из основных направлений цифровизации является вывод в онлайн 100% услуг группы компаний холдинга для бизнеса. Наши услуги – это различные финансовые инструменты в сфере предоставления субсидий, инвестиций, кредитов, лизинга, гарантий и страхования. В общей сложности мы оказываем более 60 финансовых услуг, которые планируем оцифровать и вывести в «единое окно» на портале поддержки бизнеса bgov.kz. Это новый сайт, который мы запустили недавно в тестовом режиме. Интересно, что без особого продвижения сайт, можно сказать, уже обрел популярность: например, в ноябре его посетили порядка 3 тыс. пользователей. Вывод услуг в онлайн позволит сделать распределение господдержки среди предпринимателей более прозрачным и быстрым.
- Чем на практике может быть полезен новый портал, а также функция «единого окна» для предпринимателей?
- Приведу конкретный пример. Если фермеру нужно взять в лизинг сельхозтехнику, сейчас он может это сделать в двух дочерних организациях: в «Фонде развития промышленности» и в «КазАгроФинансе». Так вот, чтобы не искать информацию на двух сайтах и не ходить в отделения этих структур, фермеру будет достаточно зайти на сайт bgov.kz, где он сможет изучить все инструменты лизинга, условия и даже подать заявление. На сайте уже доступны 22 услуги. В следующие два года мы планируем вывести более 60 финансовых услуг в «единое окно» и за счет интеграций с госбазами сделать пакеты документов заявок минимальными.
- Какие еще направления включает новая стратегия холдинга?
- Сегодня холдинг владеет большим количеством данных о предпринимательской деятельности, мерах господдержки, количестве рабочих мест и другой информацией. При этом все эти сведения разрознены и находятся в различных базах группы компаний, что затрудняет проведение горизонтального анализа по деятельности всех дочерних организаций. Поэтому в следующем году мы планируем запустить аналитический центр. Это будет единое хранилище данных всего холдинга, которое позволит собрать сведения по группе компаний в одном месте, автоматизировать отчетность, строить «дашборды» и проводить data mining. Сегодня холдинг подает порядка 70 отчетов в государственные органы. Как правило, отчет формируется дочерней организацией, поступает к нам, затем перепроверяется и направляется в государственные органы. С помощью аналитического центра этот процесс можно будет полностью автоматизировать так, чтобы госорган мог увидеть отчет на момент формирования дочерней организацией. Также в планах на следующий год собирать и выводить все показатели «дочек» в так называемые «дашборды» (информационные панели), где в режиме реального времени можно будет видеть обзор всех транзакций по холдингу. Сейчас большая часть этого процесса осуществляется вручную. В следующем году реализуем инструменты Data Mining. Это интеллектуальный анализ данных, который поможет сопоставлять большое количество информации и выявлять новые скрытые знания. Например, можно будет выявлять, сколько раз один и тот же предприниматель обращается за помощью в различные организации группы с тем, чтобы пресекать оказание поддержки неэффективному бизнесу или, напротив, определять нужды клиентов, которые не могут получить у нас необходимую услугу.
- Усен Аскарович, расскажите более подробно о Цифровой карте бизнеса.
- На прошедшем недавно форуме Digital Bridge глава государства поручил «Байтереку» реализовать цифровую карту бизнеса по аналогии с цифровой картой семьи. Последняя позволяет составить цифровой портрет каждой семьи в Казахстане и проактивно выявлять те семьи, которым нужна государственная помощь. В цифровой карте бизнеса тоже будет составлен всесторонний портрет предпринимателей: история выплаты налогов, количество рабочих мест, объемы полученной господдержки, объемы продаж и прочие сведения. По результатам, мы сможем выявить предпринимателей с высоким потенциалом роста, будущих экспортеров и т.д., которым, возможно, нужен импульс в форме господдержки. Такая проактивная поддержка позволит повысить эффективность оказания поддержки бизнеса со стороны государства. Конечно, здесь важно тесное сотрудничество с проектом Smart Data Ukimet и министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, которые накопили большое количество данных по бизнесу. В дальнейшем все эти нововведения помогут нам, как холдингу, подключая разные имеющиеся инструменты, взращивать бизнес с размеров микропредприятий до среднего и крупного бизнеса.