USD
478.58₸
EUR
520.84₸
RUB
5.44₸
BRENT
83.16$
+0.590
BTC
66805.70$
-360.200

Цифровые воры: как не стать жертвой мошенников

Какие уловки используют злоумышленники

Share
Share
Share
Tweet
Share
Цифровые воры: как не стать жертвой мошенников- Kapital.kz

Схемы обмана мошенников могут меняться, но суть остается одна – они пытаются завладеть персональными данными казахстанцев, чтобы забрать все их деньги.

Все чаще в Сети пользователи сообщают о следующей схеме обмана. Злоумышленники звонят по телефону и представляются … не сотрудниками банков, потому что этот прием на граждан уже не действуют. Цифровые мошенники выступают якобы от лица сотовых операторов, говоря, что срок действия сим-карты скоро закончится и нужно срочно продлить его. Если не поспешить, то пользоваться сотовой сетью станет невозможным, соответственно, сгорят все средства на балансе телефона и не будет мобильного интернета.

Что предлагают мошенники?

Для того, чтобы можно было пользоваться своим номером, преступники говорят, что необходимо оформить заявку у оператора. Для идентификации пользователя сотовой сети на его номер высылается SMS-код. Он состоит из четырех цифр. Если вы назовете его звонящему, то вероятность того, что с вашей карты снимутся деньги очень высока. Потому что на самом деле это код от банковского мобильного приложения, к которому мошенники хотят получить доступ.

Что можно сделать с помощью SMS?

До развития интернета семимильными темпами большой популярностью среди потребителей финансовых услуг пользовался SMS-банкинг. Это сервис, который привязан к банковскому счету клиента, через него посредством SMS-сообщений можно получить информацию о свершаемых операциях, а также коды для совершения интернет-покупок или входа в онлайн-банкинг.  Разные банки предлагают различные услуги, начиная от получения отчета о последних операциях по счету и заканчивая оплатой мобильной связи. Часто с помощью SMS можно перевести деньги с карты на другую карту или со счета на счет. Мошенники об этом знают и пользуются неграмотностью некоторых клиентов банков. Более продвинутые пользователи предпочитают сервис понадежнее – это PUSH-уведомления.

Что такое PUSH-рассылка?

Данный сервис работает исключительно при наличии интернета. PUSH означает «сообщение, рассылаемое веб-ресурсом на устройства своих подписчиков». Это всплывающее короткое уведомление, которое появляется поверх экрана, даже при закрытом браузере или приложении.

Как правило, финансовые организации направляют PUSH-уведомления по надежным каналам передачи информации, которые имеют высокий уровень защиты. И на самом деле банкам дешевле отправлять PUSH нежели SMS. Их, конечно, тоже могут перехватить цифровые воры, но сделать это не просто. Хакерские программы, которые могут причинить ущерб пользователям, перехватив информацию из PUSH, скачиваются только самими пользователями, поэтому нужно быть осторожными в интернете, не переходить по непонятным ссылкам, не устанавливать сомнительные приложения. И, конечно же, не следует говорить код из PUSH-уведомления незнакомым людям. Одноразовый код банки высылают для того, чтобы защитить клиентов от несанкционированных операций по карте.

Подписаться на SMS или PUSH-рассылку можно в настройках банковского мобильного приложения.

Что нужно знать о сим-картах?

Если ваш телефон работает, вы можете совершать звонки и принимать их, и значок связи не пропадает с экрана смартфона, то с вашей сим-картой все в порядке. Она не имеет срока годности. Да, бывает, что если часто ее доставать, или случайно при смене телефона нанести ей повреждения, то сим-карта может износиться. Тогда следует ее поменять, обратившись в офис сотового оператора. Но нужно помнить о том, что специалисты сотовых компаний никогда не звонят своим клиентам, чтобы сообщить о замене сим-карт или для получения дополнительной информации через SMS или PUSH.

Будьте аккуратны и не доверяйте тем, кто звонит или пишет с просьбами сообщить те или иные данные. Если не хотите остаться без денег на новогодние праздники.

Борьба с кибермошенничеством 

Представители правоохранительных органов неоднократно призывали казахстанцев проявлять бдительность и не переходить на сторонние ресурсы, которые просят ввести ваши личные данные или данные банковских счетов и карт. Кроме того, бывают случаи, когда переводят средства за товар без каких-либо документов. В октябре сообщалось, что житель Семея таким образом отдал мошеннику более 1,5 млн тенге. Он заказал товар из Китая через мессенджер WhatsApp. Но «продавец» после получения средств перестал отвечать на сообщения. Через этот мессенджер также выманивают деньги под видом знакомых или родственников пользователя. Мошенникам с помощью вредоносных ссылок удается взламывать аккаунты. Также для получения личных данных или доступа к мессенджерам злоумышленники завлекают на сторонние ресурсы под видом конкурсов, розыгрышей или опросов.

Сотрудники банков также предостерегают граждан переходить по сомнительным ссылкам. Еще весной текущего года несколько банков выступили с обращением к казахстанцам и предупреждали об очередной схеме мошенничества. Как правило, злоумышленники находились за границей и раньше через определенные сервисы меняли свой зарубежный номер мобильного телефона на казахстанский номер. Мобильные операторы активно борются с такой схемой, и вариант с подменными номерами для мошенников стал сложнее. В итоге они звонят с иностранных номеров, но при разговоре говорят о необходимости продолжить беседу в некий чат одного из мессенджеров. Чтобы максимально вызвать доверие, не аватарке ставят логотип какого-либо финансового учреждения. Банкиры советуют не продолжать беседу, если будут предлагать переходить в сторонние чаты, также клиенты могут обратиться колл-центр банка по любым вопросам, касающимся своих счетов или операций. В то же время напоминают, что нельзя никому передавать секретные коды, пароль или кодовое слово. И конечно же, нельзя скачивать приложения, предлагаемые якобы сотрудниками банков.

Интернет-мошенничество – проблема, которая появилась не сегодня или вчера и страдают от их действий все больше казахстанцев. И для эффективной борьбы правоохранительным органам также необходимо переформатировать свою работу. С «цифровыми» мошенниками призвана бороться подразделение полиции CyberPol. Пилотный проект запустили еще в прошлом году в декабре в отделе полиции столичного района Есиль. Уже к апрелю текущего года, то есть за пять месяцев работы, сотрудники подразделения раскрыли 234 интернет-мошенничества, сообщали в МВД. Тогда же отмечали, что киберполиция работает по принципу «единого окна», максимально упростили процессы для заявителя. Например, заявление не надо как ранее передавать оперативнику, следователю, криминалисту по цепочке, в киберполиции они все работают параллельно. Для нового подразделения оборудовали цифровую лабораторию, чтобы можно было выявлять программы, через которые работают мошенники. Здесь же могут проводить техническую проверку устройств, например, смартфонов. Такие же подразделения полиции создали и в других регионах (в Карагандинской области, в Костанайской области, в Уральске).

Эксперты и представители правоохранительных органов рекомендуют не разглашать свои персональные данные и данные близких вам людей третьим лицам. К персональным данным относится информация фамилия, имя отчество, дата рождения, адрес места проживания и прописки. Нельзя следовать указаниям абонентов, которые звонят с незнакомого номера, об установке каких-либо программ и приложений, переходе на какой-либо сайт, чтобы заполнить некие анкеты.

В этой работе важно налаживать также сотрудничество с правоохранительными органами других стран. Ранее сообщалось о том, что казахстанские полицейские с коллегами из Украины выявили и пресекли работу call-центра, из которого мошенники звонили казахстанцам. Они представлялись представителями банков, получали данные абоненты а далее переводили средства на подставные счета или оформляли кредиты через интернет. В таких схемах нередко задействованы дропперы. Дропперы – это люди, которые за процент от суммы помогают через свою карту обналичивать деньги.

Безусловно, один важных компонентов всей этой работы – это повышение финансовой грамотности населения. В этом направлении также принимаются меры для обучения уже с детского возраста основам финансовой грамотности и обеспечения собственной финансовой безопасности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.