Игра по правилам: как один ломбард масштабировать в крупнейшую МФО страны
TAS GROUP последовательно открывает новые возможности для развития своего бизнеса и расширения инструментов для клиентов
В последние годы вносили сразу несколько значимых законодательных поправок для регулирования деятельности микрофинансовых организаций (МФО), в том числе ломбардов. Как менялись правила игры на этом рынке. Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с представителями ГК TAS GROUP.
«С момента перехода в МФО начали действовать различного рода ограничения и требования, такие как ГЭСВ, требования к уставному капиталу, отчетности и прочее. С рынка стали уходить те, кто не смог перестроиться и соблюсти все правила. Например, ранее на рынке было более 3 тысяч субъектов в виде МФО, ломбардов и кредитных товариществ. После принятия закона о микрофинансовой деятельности их число сократилось до 1 тысячи», - рассказали в ГК TAS GROUP.
Как мы говорили в предыдущей статье, ГК TAS GROUP и их бренд TASCREDIT начали работать в 2010 году. Тогда компания занималась кредитованием под залог движимого имущества, в том числе и ценных товаров. В это время Закон «О микрофинансовой деятельности» не распространялся на ломбарды. Бренд TASCREDIT стартовал с портфелем в $2 885. Забегая вперед, отметим, что портфель компании с тех пор растет на показатель свыше 50% - в 2021 году на 51%, в 2022 году - на 57%.
В 2012 году компания запустила новый продукт – кредитование под залог автомобиля с правом вождения. Это была одна из первых компаний, которая запустила такой продукт на рынке Казахстана. Немного позже – в 2019 году – направление по кредитованию под залог движимого имущества, в частности ценных товаров, закрылось. Но в этом же году запустили онлайн-кредитование, для чего создали собственное мобильное приложение TAS ONLINE.
Далее компания развивала уже свою филиальную сеть. С 2015 по 2021 год открыли отделения в крупных городах Казахстана. В этот же период (с 2019 года) начали процедуру прохождения учетной регистрации, и только с 2020 года Закон «О микрофинансовой деятельности» начал действовать на компанию.
«Мы, как активный и ответственный участник финансового рынка, должны строго соблюдать законы и нормативные акты, установленные государством и регуляторами. Нарушение этих правил может повлечь за собой юридические последствия, включая штрафы, лишение лицензии и уголовную ответственность. Кроме этого, финансовые организации управляют деньгами клиентов, и им необходимо обеспечивать безопасность и конфиденциальность финансовых данных. Это включает в себя соблюдение правил GDPR (Общие правила защиты данных) и других законов о защите данных. В соответствии с этим мы разработали строгие внутренние нормативы, которые страхуют нас», - рассказали в компании.
В компании с самого начала взяли курс на развитие в строго правовом формате, с соблюдением всех требований. Это и было залогом доверия клиентов. Это отражается на финансовых показателях компании, активы и собственный капитал растут каждый год.
С масштабированием бизнеса возникала и необходимость пересмотреть структуру компании, чтобы она отвечала амбициям – стать одной из крупнейших МФО республики и выйти на рынки соседних стран. Для этого в 2021 году компания получила лицензию МФО и провела реорганизацию: присоединили ТОО TASCREDIT ONLINE Lombard и ТОО «МФО «TAS CREDIT».
Получение лицензии МФО открыло для компании новые возможности привлечения финансирования и инвестирования в свое развитие. С 2020 года микрофинансовые организации получили возможность выпускать облигации и таким образом привлекать средства. Одной из первых стала ГК TAS GROUP, которая уже провела 3 размещения облигаций в общем на 17 млрд тенге. Два последних выпуска были на бирже Международного финансового центра «Астана» – AIX.
«Все организации, не привлекающие дополнительные (сторонние) деньги, развиваются очень медленно или же не развиваются совсем. Привлечение облигационеров стало для нас точкой отсчета и дало мощный пуш для развития нашей продуктовой линейки и в общем, укрепления на финансовом рынке не только Казахстана, но и уже стран СНГ. Рынок МФО многообразен и прекрасен, и перед нами стояла большая задача по выполнению своих обязательств и развитию финансового рынка в целом. Уровень доверия у наших клиентов и партнеров рос не только за счет успешного клиентского опыта, но и за счет выполнения долговых обязанностей. За 13 лет успешной работы у нас не было ни одной просрочки. Если же сравнивать МФО и БВУ (банк второго уровня) в вопросе выпуска своих ценных бумаг, то мы можем сказать, что ни одна МФО не обанкротилась и не закрылась», - рассказал основатель и глава TAS GROUP Дулат Тастекей.
2020 год в истории компании отмечен еще одним нововведением – была запущена новая услуга «Кредитование на покупку авто». Это направление запустили из-за высокого спроса у клиентов.
«Мы всегда прислушиваемся к потребностям потребителей. Открытие данного продукта – это более долгоживущие займы, когда клиент получает равные условия», - пояснили в компании.
В 2021 году было подписано соглашение с фондом развития предпринимательства «Даму» и запустили программу «Даму-Микро» на 2,2 млн долларов. Выбрали TAS GROUP из-за хороших результатов, широкой разветвлённой сети и положительного клиентского опыта. Также в компании проводят большую аналитическую работу, которая и дает возможность быстро реагировать на условия и изменения рынка.
«В нашем кредитном портфеле 63% предприниматели, то есть мы можем работать с данной аудиторией. Поэтому «Даму» доверил нам в первый год линию в 1 млрд тенге, далее увеличив до 3 млрд тенге», - отметил Дулат Тастекей.
Рынок МФО перспективный, и ему еще есть куда расти. Здесь, по мнению участников, важно соблюсти баланс в регулировании. Не допустить того, чтобы добросовестные микрофинансовые организации остановились в росте, имели возможность и дальше масштабировать свой бизнес, а права клиентов МФО были в достаточной мере защищены.