Рынок страхования в последние годы активно развивается. На это повлияли рост цифровизации страховой сферы, а также появление новых страховых рисков.
Председатель правления СК Freedom Insurance Азамат Керимбаев прокомментировал текущую ситуацию на страховом рынке РК, а также отметил ключевые тенденции в его краткосрочном развитии. По мнению эксперта, будущее страхования – за современными и удобными продуктами.
В последнее время рынок страхования в РК растет, премии тоже растут – но не у всех. Давайте посмотрим, кто лидирует, за счет каких продуктов и инструментов, а также рассмотрим игроков, которые пока что не являются лидерами рынка.
На сегодняшний день на рынке страхования Казахстана существует 25 страховых компаний. При этом количество компаний общего страхования сокращается: в прошлом году их было 18, в этом – уже 16. В прошлом году компания «Көммеск-Өмір» решила поменять профиль и перешла в отрасль страхования жизни. Компания также присоединила к себе дочернее АО «Компания по страхованию жизни «Сентрас Коммеск Life», в результате чего дочернее предприятие завершило деятельность. Поэтому количество страховщиков отрасли страхования жизни не изменится – их было и остается девять.
Если говорить о секторе общего страхования, то сборы премий за последние пять месяцев составили около 300 млрд тенге. Это на 36% больше объема сборов за январь 2023 года, которые составили 108 млрд. По показателям в приложении Kerimbayev (кстати, уже доступна десктопная версия) можно увидеть, что общие продажи по всему рынку страхования составляют порядка 416 млрд тенге. Из них 406 млрд - премии нетто.
Если сравнивать данные компаний, то лидеры здесь бессменны – СК «Евразия», СК «Халык» (по показателям общего страхования). В лидерах также находится компания Jusan Garant, которая в последние годы показывает высокую динамику прироста – 50% только за прошедшие полгода. Кроме того, в лидерах находится СК «Виктория», которая в этом году показывает большой прирост продаж, а также группа Сентрас, которая активно удерживает свои позиции.
По результатам 2022 года сборы и премии СК «Евразия» составили почти 162 млрд тенге, обеспечив страховщику долю рынка в 31%, или 153 млрд тенге по данным финотчетности компании. Разница – в учете расходов на расторжение и возврат страховых премий по договорам. В 2022 году Евразийский банк, который является страховым агентом СК «Евразия», получил комиссионный доход от дочерних организаций материнской компании (Евразийская финансовая компания) размером почти в 20 млрд тенге. Из них почти 3,1 млрд тенге получено от СК «Евразия Life». Большую часть кэптивного страхования в компании формируют пять основых клиентов – Соколовско-Сарбайская ГОП, Евро-азиатская энергетическая корпорация, Казахстанский электролизный завод, Алюминий Казахстана, Шубаркуль Көмір. За пять месяцев текущего года сборы и премии компании достигли 64,5 млрд тенге.
Следом за ней идет СК Halyk. За пять месяцев текущего года компания занимает 21% на рынке общего страхования. Она – часть большой финансовой группы. Портфель СК Halyk можно назвать образцовым, в него входит добровольное страхование имущества – 40% портфеля, а также медицина – 15%. Крупные клиенты страховой компании – КазМунайГаз, ОзенМунайгаз, КазТрансОйл, Caspian CBV, Жамбыл Petroleum, Атырауский нефтеперерабатывающий завод, Павлодарский нефтехимический завод, Kazakhstan Petrochemichal, Азиатский газопровод, Карачаганак Петролеум оперэйтинг, НАК Казатомпром, АрселорМиттал Темиртау, Мегацентр+, Qazaq Air, Air Astana и т.д.
Также отмечу портфель компании Jusan Garant: 32% ее портфеля - добровольное страхование профответственности, 30% - обязательное страхование автолюбителей и 14% - добровольное страхование имущества. Это рыночная компания, и все сборы представлены рисками в договорах страхования.
У компании Nomad диверсифицированный портфель. Доля премий от ОГПО ВТС в ее портфеле – 21%, ДГПО – 18%, КАСКО – 18%, а также от страхования грузов – 13%. Компания не относится к финансово-промышленной группе, это очень высокоорганизованная компания, где хорошо выстроены внутренние процессы, которые слаженно работают.
Хочется также отметить СК «Виктория», которая показывает в этом году хорошие результаты. За пять месяцев 2023 года она приросла на целых 493%! С середины 2022 года в компании отмечается рост премий, и она стала собирать каждый месяц по 2,5-3 млрд тенге. Все это пришлось на КАСКО, так как доля этого класса страхования в портфеле – 73%. Общий сбор за пять месяцев этого года составил 9,6 млрд тенге. Это произошло, потому что в 2022 году в автосалонах была нехватка автомобилей. Такой рост страхования у СК «Виктория» связан с отложенным спросом, который реализуется сейчас.
Как видно, у основной массы лидеров есть пул крупных клиентов. Они обеспечивают компаниям львиную долю выручки. Используемые в работе с крупными клиентами инструменты достаточно традиционны. Новые высокотехнологичные инструменты, прежде всего, связанные с цифровыми решениями, ориентированы, скорее, на массового потребителя. Этот сегмент не является главным генератором прибыли, но тоже интересен игрокам, и лидирующие страховщики развивают продукты на основе цифровых технологий. Так, о цифровизации своей операционной деятельности заявил новый председатель правления СК «Евразия», об интеграции Халык банка со страховой компанией Халык говорил предправления банка Кайсар Абдир. Не отстает от применения цифровых технологий и СК Jusan Garant, на их сайте можно найти множество интеграций с Jusan Bank, Jusan Mobile и т.д. Зачастую интеграция подразумевает под собой использование банков для продвижения страховых программ, а также контроль банками расчетного сопровождения страховых сделок.
Еще большее значение цифровизация имеет для средних по размерам компаний, которые не могут похвастаться пулом крупных клиентов. Розница для них – приоритетное направление развития, а ключ к ней лежит в цифровизации услуг. Понимают это и госорганы. В 2022 году наша компания (Freedom Insurance) обсуждала с МВД запуск проекта по переходу к электронному протоколу ДТП, чтобы сократить время оформления и избавиться от бумажной волокиты. В начале 2023 года МВД РК совместно с МЦРИАП запустили пилотный проект, в рамках которого страховщики могут напрямую получать электронный протокол ДТП, позволяющий значительно уменьшить сроки урегулирования. Думаю, что дальнейшая цифровизация работы страховых компаний сделает страхование более доступным.
Вторая тенденция рынка – более активное использование данных клиентского поведения. Большой объем информации находится в ЕСБД, ее можно анализировать, создавать скоринговые инструменты и т.п. Думаю, что страховые компании постепенно начнут пользоваться ей. Учитывая, что в 2024 году регулятор планирует запустить механизм европротокола, где факт наступления страхового случая подтверждается только онлайн, то для исключения убытков страховщикам придется использовать решения, связанные с big data и клиентской аналитикой.
Предполагаю, что активное развитие страховых компаний в этих направлениях даст толчок к разработке более современных и удобных продуктов для клиентов, а также предоставление лучшего сервиса, основанного на клиентском опыте. Эти тренды актуальны для всех СК: для небольших компаний они станут шансом громче заявить о себе на рынке и привлечь новых клиентов. Крупные компании тоже не останутся в стороне, поэтому можно будет ожидать роста конкуренции за клиентов из числа физических лиц с помощью новых цифровых продуктов и клиентских решений.