Банковский сектор Казахстана демонстрирует признаки восстановления после затяжной фазы коррекции с высокими кредитными убытками. Поддерживающими факторами, стимулирующими спрос на кредиты, являются, в том числе, благоприятные цены на сырьевые товары и увеличение государственных расходов. Об этом говорится в обзоре S&P Global Ratings, сообщает центр деловой информации Kapital.kz.
«Это обусловливает существенное улучшение качества активов казахстанского банковского сектора. Показатели прибыли банковского сектора должны оставаться в целом стабильными: в 2023 году по сравнению с 2022 годом доходность среднего собственного капитала (ROAE) составит 25-30%, а чистая процентная маржа — немногим более 5%. В отчетности за 2022 год банковский сектор отразил чистую прибыль в размере 1,5 трлн тенге (3,2 млрд), что на 14% больше, чем в 2021 году», - отметили аналитики.
Общий объем проблемных кредитов, определяемых как кредиты с характеристиками Стадии 3 в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), вероятно, составит около 9% в 2023 году. По сравнению с примерно 18% в 2020-м, добавляют они.
«Мы ожидаем, что в 2023-2024 годах расходы на формирование резервов на возможные потери по кредитам составят 1,5–1,7% среднего кредитного портфеля, что существенно ниже среднего исторического значения. Проблемные кредиты, выданные в прошлые годы, в значительной степени обеспечены резервами. По состоянию на конец 2022 года задолженность домохозяйств и корпоративных заемщиков составляла 13% ВВП у каждой категории заемщиков, что является умеренным уровнем в сравнении с показателями стран в той же группе BICRA. Мы ожидаем, что объем банковского кредитования возрастет примерно на 15-17% в 2023 году за счет сохранения спроса на потребительские кредиты», - говорится в обзоре.
Риски, способные привести к ухудшению нашего базового сценария, включают более слабый, чем ожидалось, экономический рост в регионе, возможно, вследствие неблагоприятных глобальных экономических перспектив или резкого усиления геополитических рисков.
Продолжающийся быстрый рост кредитования в сегментах с ограниченной платежеспособностью заемщиков может оказать давление на качество активов банковского сектора.
«Мы полагаем, что структурные недостатки и риски, характерные для казахстанской банковской системы, по-прежнему учитываются в нашей оценке BICRA и после перехода в группу «8» (в соответствии с градацией BICRA страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков их банковских секторов — от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (страны с наибольшими рисками)», - добавили в S&P.