По данным IDC, мировой рынок публичных облачных сервисов за год увеличился на 29% и достиг 408,6 млрд долларов. Облачные технологии помогают бизнесу не только повышать свою эффективность, но и способствовать развитию экономики. Как именно компании могут улучшить свою деятельность с помощью облака – обсудили эксперты на форуме Digital Bridge-2022. Об этом сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Генеральный директор Prime Source Евгений Щербинин начал свое выступление с фразы: облачные технологии – это залог развития бизнеса. Он подчеркнул, что сейчас весь мир «живет в облаках». «По различным оценкам, в развитых странах около 80-90% серверных мощностей, программного обеспечения приобретается из облака. Соответственно, за счет этого развивается и искусственный интеллект. Ведь когда определенные серверные мощности, программы находятся на облаке, компания может более полно анализировать все данные», - отмечает он.
Он также заметил, что рынок облачных сервисов в Казахстане в несколько сотен раз меньше российского. «В Казахстане объем этого рынка не превышает 15 млн долларов, в России же он составляет 1,38 млрд долларов. Если даже сопоставить объем ВВП к численности населения, все равно в Казахстане очень низкий уровень потребления облачных решений», - отметил Евгений Щербинин.
Куда двигаться Казахстану?
Как именно Казахстану можно сделать рывок вперед в развитии облачных сервисов, поделился директор по решениям департамента облачных услуг в России Huawai Артур Пярн.
По его словам, облачные решения зачастую «тянут» за собой масштабирование, развитие другого бизнеса, экономики. Он отмечает, что этот тренд можно проследить на примере Китая.
«Если посмотреть на пятилетний план развития КНР, который уже запущен, там обозначены четыре приоритетных направления, на которые будет делаться упор. Первое из них – микроэлектроника. А вот остальные три – это облака, большие данные и искусственный интеллект. Почему именно эти сферы? Потому что страна и мир входят в эпоху цифрового развития. Важно: все эти четыре направления не только улучшают качество жизни населения, но и подтягивают развитие других индустрий. Сейчас же в Китае реализуется масштабный проект по построению дата-центров, переносу мощностей дата-центров с запада страны на восток. На западе КНР множество индустриальных районов, а восток – аграрный, он мало развит в IT. И вот, по мнению китайской стороны, именно IT-технологии станут драйвером для развития всей экономики регионов. То есть в Китае относятся к вычислительным ресурсам как к сырью», - заметил Артур Пярн.
По оценкам эксперта, рынок облачных технологий в Казахстане составляет около 20-25 млн долларов. «То есть он очень мал. И можно сказать, что в настоящее время сформированного рынка облачных решений в принципе в республике и нет…», - подчеркивает Артур Пярн.
Впрочем, раньше этого рынка не было и в Китае, и его приходилось создавать. «Там проходили процессы консолидации, крупные облачные провайдеры поглощали небольших. В России этого облачного рынка не было еще пять лет назад. Он сформировался, когда туда зашли крупные компании, например, Яндекс, Mail.ru… Органического роста облачного рынка не всегда достаточно. Не стоит ждать, что небольшие компании начнут пользоваться облаком и станут драйверами рынка. Основными драйверами «облака» в Китае и России были не только крупные компании, но и внутренние IT-подразделения их заказчиков», - заметил Артур Пярн.
Облака VS Big Data
В Halyk рассказали, как облачные технологии помогают банку анализировать своих заемщиков.
«После интеграции нашего банка с БТА, Казкомом у нас была база данных по МСБ, которая насчитывала всего 4 тыс. предприятий-заемщиков. Это была незначительная цифра. На тот момент у нас было много данных по предприятиям среднего, крупного бизнеса. И нам нужно было наращивать BIG Data по микро и малым компаниям. Мы проанализировали все кредитные досье и бизнес-планы предпринимателей из БТА, Казкома и нашего банка и консолидировали эти данные в таблицы для риск-менеджеров. В результате поняли, какой доход, например, приносит один столик в кафе Шымкента, Павлодара, одна парикмахерская. Мы интегрировали множество сервисов с Gov Tech, Казахтелекомом и получили крутой кредитный продукт», - отметил заместитель председателя правления Halyk Bank Даурен Сартаев.
Ранее, подчеркивает он, Halyk ежедневно кредитовал 6 новых микро и малых предприятий. После внедрения нового продукта - уже 150 предприятий в день. «Наша клиентская база по бизнес-заемщикам увеличилась с 4 тыс. до 40 тыс. Наш кейс изучала компания McKinsey по параметрам «time to yes» и «time to money». И сейчас мы входим в число Best Global cases», - заметил Даурен Сартаев.
Дальше банк приступил к аналитике ТОО. «По данному сегменту делать аналитику сложнее, чем, например, по ИП. В этом случае мы подключили такие компании к облачной бухгалтерии. Мы поговорили с бухгалтерами ТОО и попросили их побеседовать со своими руководителями, учредителями, готовы ли они предоставить открытый доступ к своей отчетности в облаке нашему банку. Это оптимизировало бы многие процессы, к примеру, при оформлении кредитов. Первый опрос показал, что 40% предприятий готовы нашему банку открыть доступ к своей отчетности, то есть они нам готовы доверять, чтобы мы видели их реальные обороты. И для таких клиентов мы стали формировать специальные кредитные лимиты, предвосхищая их заявки», - делится эксперт.
По оценкам банка, порядка 50 тыс. предприятий будут выкладывать свою отчетность в облако, информация на котором будет открытой для финансового института. «Кстати, это опция не только для формирования кредитных предложений. Мы также сможем предлагать решения по транзакционному сервису, ведь у компаний много вопросов по комплаенсу, учредителям, которые могут попасть под санкции и прочее. Открытость предприятий позволит нам гораздо быстрее принимать такие решения и делать какие-то опережающие предложения. С этим связываю будущее МСБ», - подчеркивает Даурен Сартаев.
Экономия бюджета за счет «облака»
Максим Барышев, основатель компании Учет.kz, привел пример, сколько средств можно сэкономить за счет внедрения облачного сервиса электронного документооборота.
«Когда расходы на почтовые услуги у нас превысили 50 млн тенге в год, мы решили, что нужно что-то менять. Казалось бы, услуги Казпочты стоят недорого, но они оказались самой большой статьей расходов в нашей компании. И тогда мы решили запустить облачный сервис электронного документооборота. Сейчас в нем аккумулируется порядка 2 млн документов, операции проводят около 70 тыс. клиентов… Также именно облачные технологии позволяют некоторым нашим сотрудникам работать дистанционно из Египта, России, Узбекистана, Кыргызстана и Гоа…», - подчеркнул Максим Барышев.
«Мы понимаем, что за облачными сервисами будущее», - отметила директор по цифровизации дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком» Айкен Серкебаева.
«На сегодня в ИКТ-доходах доля доходов от облачных сервисов у нас достигает 30%. Она ежегодно прирастает на 25%. Мы наблюдаем, как бизнес сейчас переходит на облачные решения. Согласно исследованию Gartner, в 2021 году менее 17% (мировых – Ред.) корпоративных ИТ-бюджетов приходятся на облака, однако к 2026 году эта цифра превысит 45%», - отметила она.
В целом эксперты пришли к мнению, что этот рынок будет в дальнейшем активно развиваться, но бизнес должен быть готов к инновациям.