Какие экосистемы становятся наиболее эффективными
Лидеры рынка на Digital Bridge-2022 обсудили, кто находится в более выигрышных условиях при развитии цифровых сервисов
Во время панельной сессии «Цифровые экосистемы: инновации или must have лидеров» на Digital Bridge-2022 лидеры рынка обсудили развитие цифровых экосистем в течение последних двух лет и попытались определить, где его грани. Особый интерес вызвала полемика о том, кто находится в более выигрышных условиях при развитии цифровых сервисов – банки или нефинансовые компании.
«Развитие экосистем в Казахстане - отражение мировой тенденции. Компании трансформируются и оцифровываются уже несколько лет, но с 2020 года под влиянием пандемии этот процесс ускорился в разы», - констатировал модератор сессии - заместитель председателя правления Halyk Bank Нариман Мукушев.
Согласно прогнозу International Data Corporation, в 2023 году 80% компаний из списка Global 2000 будут развивать собственные экосистемы и получат не менее 20% выручки через новые сервисы, привел он данные.
В настоящее время в Казахстане активно развиваются экосистемы двух типов. В первом из них банк является ядром экосистемы нефинансовых сервисов, в которых выступает оператором расчетов. Во втором случае крупная нефинансовая компания начинает строить собственную экосистему lifestyle-сервисов и со временем задумывается о создании своего расчетного центра.
«На примере Halyk Bank мы видим, что при экосистемном подходе границы размываются, и у наших клиентов появляется возможность получить все товары и услуги, условно говоря, в одном месте в один клик. Потребители используют приложение Halyk Homebank, чтобы заказать продукты, купить билеты на самолет или в кино, прописаться, получить цифровые документы или справки, которые раньше можно было взять только в ЦОНах. Наше приложение для бизнеса Onlinebank предоставляет клиентам огромный функционал – от регистрации своего бизнеса до получения цифрового кредита в 750 млн тенге или сдачи налоговой отчетности онлайн за пару минут», - рассказал Нариман Мукушев.
Между тем банки, которые до сих пор не успели трансформироваться в финтех-компании, рискуют потерять большую часть своих клиентов, считает основатель Technodom Эдуард Ким. По крайней мере этот тренд сейчас повсеместно распространяется в развитых странах, что представляет собой новую угрозу для финансовых институтов, убежден спикер.
«Если вы посмотрите на список самых капитализированных компаний в мире, то в десятке будет порядка 8, которые строят свою собственную экосистему», - отметил он.
В свою очередь любая технологичная компания, внедряющая какие-либо значимые проекты, – делает это в тишине. «Вы никогда не услышите, чтобы Apple или Google говорили кому-то о своих планах», - обратил внимание учредитель Technodom.
По его информации, это связано с тем, что 90% компаний, которые хотят быть причастными так или иначе к инновациям, в основном копируют решения у других.
При этом цифровая экосистема однозначно не ограничивается только собственными сервисами, но и интегрируется с решениями партнеров, резюмировал Эдуард Ким.
В свою очередь экосистема банков, строящих стратегию по принципу финтех-компании, не может существовать без govtech, уверен советник председателя СД Freedom Bank Айдос Жумагулов.
По его словам, практически все банковские продукты сегодня построены в рамках госуслуг. Это позволяет их масштабировать по всей стране без ограничений, независимо от количества персонала или наличия отделений и филиалов.
«Если ты строишь IT- компанию - у тебя присутствует fintech и govtech, то это путь, где годы можно превратить в месяцы, а зачастую и в дни, и мы это показываем - как легко переворачивать рынок», - обозначил Айдос Жумагулов.
Однако, несмотря на то, что fintech позволяет мыслить нестандартно и смело, в приоритете у банков всегда стоят регуляторные требования, заметил он.
Вместе с тем экосистема предполагает, прежде всего, трансформацию человеческих ресурсов, их вовлеченность в процесс, подчеркнул спикер.
Говоря о нефинансовых компаниях, добавляющих в свою экосистему финансовые продукты, можно отметить Beeline, который в последние годы прошел трансформацию из традиционного «оператора связи» в технологическую компанию.
«Следуя стратегии цифрового оператора, мы развиваем множество сервисов, входящих в нашу цифровую экосистему. В портфолио компании первый в стране необанк Simply, музыкальный стриминг Hitter, мобильное телевидение BeeTV, а приложением «Мой Beeline» каждый месяц уже пользуется 3,4 млн казахстанцев. Цель нашей экосистемы – создать бесшовный клиентский опыт, объединяющий услуги цифрового мобильного оператора и digital-продукты в области финансов, ретейла и развлечений», - рассказал в ходе дискуссии главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин.
В то же время количество сервисов не определяет силу и мощь экосистемы, убежден основатель Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов.
«Был период, нам казалось, что экосистема это когда много сервисов, но теперь мы понимаем, что это набор сервисов, который можно назвать холдингом, портфелем, но не экосистемой, - уточнил он. - Крутость экосистемы определяется тем, насколько она способна или не способна подпускать к себе или быть условно уничтоженной другими экосистемами».
По его представлению, важно каждому, кто строит экосистемы, четко понимать, что ему нужно, а что не добавляет ценности для пользователя или вообще может навредить.
Например, с точки зрения внедрения собственных финансовых продуктов, предприниматель считает такое решения нерациональным. «Раньше у нас были мысли получить банковскую лицензию, но с другой стороны, мы тогда должны будем конкурировать еще и с банками, поэтому почему бы нам не быть просто сервис-провайдером для ряда других игроков», - отметил спикер.
В свою очередь Chocofamily Holding ставит перед собой задачу быть не самой большой компанией с точки зрения размеров, а с точки зрения самодостаточности и полезности. Поэтому учредители холдинга сейчас рассматривают вопрос о продаже некоторых сервисов нерелевантных по отношению ко всей экосистеме, поделился Рамиль Мухоряпов.
В целом участники панельной сессии сошлись во мнении, что интеграция бизнеса и государства, равно как и коллаборация в формате B2B – это новый уровень развития конкурентоспособной модели рынка, в которой конечным выгодоприобретателем является пользователь.
Панельная сессия «Цифровые экосистемы: инновации или must have лидеров» была организована Halyk Bank.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.