Когда и как внедряли SWIFT в Казахстане
Об этом рассказала эксперт по IT-технологиям Алтынай Елеуова, которая принимала участие в первом запуске международной банковской системы в РК
Когда начали внедрять SWIFT в Казахстане, с какими сложностями при этом приходилось сталкиваться банкам, а также как запускались первые международные карты в стране - корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала эксперт по IT-технологиям Алтынай Елеуова.
Алтынай Елеуова стояла у истоков становления банковской системы Казахстана, в начале 90-х годов прошлого столетия занимала руководящие должности в финансовых структурах, в том числе возглавляла департамент IT-технологий в Alem Bank Kazakhstan, Halyk Bank, являлась заместителем председателя правления Пенсионного фонда Народного банка. В настоящее время находится на заслуженном отдыхе.
- Алтынай Таженовна, вы стояли у истоков становления банковской системы РК. При вашем участии впервые в Казахстане внедрялся SWIFT на базе тогда еще Alem Bank. Хотелось из ваших уст узнать, с чего все начиналось?
- Начну с того, что после распада СССР для меня как для человека ранее никогда не работавшего в банковской сфере, казалось, что банк это некая контора, где за столами сидят сотрудники с счётами в нарукавниках. Возможно, раньше в Советском Союзе так и было. Но когда в начале 90-х меня пригласили работать в Alem Bank Kazakhstan (в то время он считался преемником Внешэкономбанка), я поняла, что многое поменялось. Потому что на тот момент его возглавлял Берлин Кенжетаевич Иришев, который имел свое прогрессивное видение, каким должен быть банк по международным меркам. Он изначально поставил задачу, что все операции должны проводиться цивилизованно, как это делается во всем мировом сообществе.
Собственно инициативы о внедрении SWIFT, Reuters и первых карт в Казахстане исходили именно от Берлина Кенжетаевича.
В свою очередь технические вопросы, связанные с разработкой программного обеспечения и внедрения новых технологий в Alem Bank, на тот момент сосредоточились в одном департаменте - департаменте информационных технологий.
И я, как руководитель этого департамента, по поручению Берлина Иришева непосредственно ездила сама вместе со своими работниками на обучение в Crédit Commercial de France (CCF), где и проходила профподготовку для получения соответствующих сертификаций, чтобы потом успешно запустить SWIFT у нас в банке. Тем временем для того, чтобы стать членом SWIFT, необходимо было в определенные сроки пройти несколько этапов и прежде всего обеспечить бесперебойную связь со спутником.
Тогда интернета в Казахстане, если помните, еще не было, и нам пришлось заключить договор с британской компанией спутниковой связи Inmarsat, приобрести у нее тарелку. В технической реализации участвовали наши сотрудники Серик Абилкасимов и Ермек Молдагалиев. Они устанавливали антенну на крыше здания Alem Bank, расположенного на проспекте Достык. И как сейчас помню, Серик еще тогда упал и сломал ногу. (В настоящее время они оба, кстати, участвуют при запуске нашей собственной казахстанской модели межбанковских расчетов).
Затем нужно было написать инструкции и обучить работников, как проводить операции через SWIFT и обеспечивать сопровождением системы, включая верификацию на нескольких уровнях. У каждого сотрудника, имеющего доступ к Swift, был свой индивидуальный ключ, который постоянно менялся в целях безопасности. На тот момент это была достаточно сложная процедура, по нынешним временам все уже кажется смешным. За это отвечали Георг Грильборцер, Даулет Имангазиев, Александр Цой и Элеонора Игильманова.
Так вот, не успели мы запустить SWIFT, как Берлин Кенжетаевич ставит перед нашим департаментом новую задачу - внедрить Reuters, и мы тут же параллельно начинаем изучать, где и как его можно приобрести. В конце концов получилось, что SWIFT и Reuters мы внедрили одновременно в 1992 году.
Тогда Казахстан впервые в своей истории был подключен к международной банковской системе SWIFT. Все платежи по экспортно-импортным операциям проводились «свифтерами» Alem Bank, никто из других банков в те годы не имел больше такой возможности. А Reuters позволил нам отслеживать цены на сырьевые товары и курс валют в режиме реального времени. Своего рода мы, наверное, произвели «революцию».
Сейчас без этой системы невозможно представить себе в принципе банковский сектор.
SWIFT открыл окно в мир, мы увидели, что такое настоящий банк, как работают передовые технологии. А без технологий, как теперь стало понятно, ни один финансовый институт в принципе не может существовать.
Интересный факт, что интернет на самом деле был создан на базе SWIFT. SWIFT - это та же глобальная сеть, только более локальная.
- На ваш взгляд, есть или была у SWIFT альтернатива?
- Альтернативы Swift тогда не существовало, это была единственная система, которая на тот период позволяла всем банкам проводить международные расчеты. Во-первых - достоверность 100%-ная, что деньги ушли, и конечно же, 100%-ная безопасность.
Разумеется, каждая страна гипотетически может иметь свою локальную систему межбанковских расчетов, но опять-таки они будут ограничены только внутренними операциями. Чтобы выйти на другие рынки, необходимо иметь соответствующие шлюзы и стандарты, в том числе безопасности. В частности, если мы говорим о международных стандартах, то это, как правило, ISO, которое не так уж просто получить.
Поэтому, если у карточек есть выбор, например, Visa, Mastercard, American Express, то в случае с международной платежной системой выбора не было.
- Сегодня в России несколько крупных банков отключают от SWIFT, как это, по вашему мнению, отразится на Казахстане?
- Конечно, эта мера очень серьезная. Она повлияет не только на Россию, но и всех, кто был с ней в одной связке. Отключение от SWIFT означает остановку движения товаров и услуг.
При этом, я думаю, на Казахстане отключение российских банков от SWIFT сильно не отразится. Как известно, РФ давно готовилась к тому, что это может произойти и создавала свою систему на этот случай – «Мир». Поэтому я предполагаю, что в дочерних российских банках в Казахстане, скорее всего, есть уже такие программы, они дадут возможность производить расчеты с Россией наподобие SWIFT.
Насчет других стран сказать не могу, вероятно, России придется искать иные методы или мосты, чтобы осуществлять платежи.
- Вы сейчас затронули тему карточек, насколько мне известно, первые международные карты в Казахстане тоже внедрялись в Alem Bank. Расскажите, как это происходило?
- Да, действительно, это так. Первые международные карты в Казахстане внедрял Alem Bank на базе платежной системы Visa International в 1993 году. Посредником между нами и Visa тогда выступил Crédit Commercial de France (CCF), он сопровождал нас, это было одним из условий Visa.
Мы ездили в CCF и изучали там все технологии, начиная с момента выпуска карточек, включая то, какой пластик и где покупать, вплоть до момента обслуживания. Карты выпускались в закрытом помещении строго за бронированными дверями, сотрудники допускались в специальной одежде без карманов, чтобы не дай бог, унести что-то с собой. Не говоря про отдельную систему пин-кодов. Сначала мы отрабатывали все операции на экспериментальной карте Altyn, так сказать, доводили ее до соответствующих стандартов.
У Visa есть свои стандарты к терминалам, которые мы отдельно заказывали, наряду с программным обеспечением - его уже мы покупали в Санкт-Петербурге, кстати, легкое в обслуживании и недорогое. Кажется, до сих пор Halyk Bank на нем работает.
Только после того как Altyncard прошла успешное тестирование, мы переименовали ее в Alemcard и сертифицировали. Alemcard была первой картой в Казахстане, соответствовавшей международным стандартам. Она работала в режиме реального времени, тогда мы применяли «утюги», это сейчас постерминалы, все операции проводили ручным способом. Первое время Alemcard пользовались в основном иностранцы.
- За основу чей бенчмаркинг был взят?
- На самом деле эта система создавалась по образу и подобию Barclaicard. В этой системе были свои плюсы, но были и минусы, так как создавалась некая монополия. Ее сложно было обслуживать, потому что она предполагала наличие своей службы безопасности, бухгалтерии и других структур, один банк это потянуть не смог, поэтому функционал был поделен на подразделения, отдельно было выделено обслуживание, техподдержка и т.д. Потом правда Alem Bank реорганизовали и объединили с Turan Bank, а наши ребята, которые занимались запуском этой системы, ушли в Halyk Bank и позже внедряли ее там.
- Alem Bank планировал внедрить свой процессинговый центр?
- Нет, у нас до сих пор в Казахстане нет своего процессингового центра.
В те годы, когда мы внедрили Alemcard, мы подумали, зачем нам платить Visa, когда мы можем создать совместно с другими участниками рынка свой процессинговый центр в Казахстане, собрали все банки, чтобы обсудить с ними эту инициативу. Они пришли, изучили все технологии, а потом просто разошлись и стали создавать у себя системы, аналогичные нашей. На объединение никто не пошел. Каждый банк по отдельности вступил в Visa, и до сих пор сертификация идет там.
- Вместе с тем некоторые эксперты утверждают, что карты это уже прошлый день, потому что на их смену пришли QR, Apple pay, Google pay…
- Я с этим тоже согласна, это абсолютно нормальный эволюционный процесс. Но, на мой взгляд, уход от карточек все равно произойдет нескоро. Это значит полный переход на безналичную систему, отказ от банкоматов.
С другой стороны, у человека всегда должен быть выбор расплачиваться несколькими способами. Вот я лично противница бесконтактных платежей, я даже карточкой пользуюсь лишь для того, чтобы снять деньги в банкомате (смеется). На самом деле это позволяет мне чувствовать свободу, так я принадлежу сама себе. Ведь деньги - это контакт человека с человеком, когда мы слышим и чувствуем друг друга.
Я иногда сравниваю все эти процессы с навигатором в машине - когда он начинает мне прокладывать путь по сложному маршруту, а я точно знаю, что можно быстрее проехать другой дорогой.
Конечно, сейчас удобно все продукты и товары заказывать через интернет-магазин, не выходя из дома, но все это, на мой взгляд, указывает на то, что человеком начинает управлять искусственный интеллект, а этого допустить нельзя. Поэтому я за цифровизацию, но в то же время за ее разумное применение.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.