О последствиях потери независимости центробанков и ситуации в разных странах на своей странице в Facebook написал генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин:
Насколько жизненно необходима независимость и определенная автономия центральным банкам, особенно в период кризисов? К чему может привести вмешательство власти в работу регулятора, и должны ли центробанки быть гибкими, параллельно стараясь выполнить сразу несколько несвойственных им целей? В качестве ответов на эти вопросы представляю кратко обзор действий центробанков мира в условиях кризиса и давления со стороны государства.
Важность баланса
В любой структуре действует система сдержек и противовесов. Исполнительная власть балансирует с законодательной, правоохранительная – с судебной. В макроэкономике фискальная политика и монетарная уравновешивают и контролируют друг друга. Рассмотрим подробнее их цели, инструменты и мандат.
Фискальная политика, за которую отвечает правительство, нацелена на устойчивый сбалансированный экономический рост, который достигается с помощью налогов и бюджетных расходов, создавая точки роста и перераспределяя национальный доход. Монетарная политика нацелена на достижение стабильности цен с помощью процентной ставки, норм резервирования и предоставления ликвидности. Фискальная политика имеет широкий арсенал инструментов и носит более долгосрочный период воздействия, так как расходы бюджета утверждаются на 1-3 года, а ставки налогов не могут меняться часто.
Монетарная политика имеет краткосрочное воздействие на экономику с помощью политики процентной ставки, определяющей предложение денег в экономике. Это политика управления денежной массой – обеспечить то количество денег, которое в данный момент необходимо. Если денег в экономике станет слишком много, инфляция неизбежно будет расти, если мало – замедлится экономический рост. Таким образом, монетарная политика увеличивает и уменьшает спрос на ликвидность, влияя на уровень цен в экономике.
Пандемия и ее последствия: время для риторики о независимости центробанков
В разгар пандемии экономическая активность была блокирована из-за повсеместного введения карантина. В этих условиях правительства стран мира стали расходовать бюджетные средства для поддержания уровня доходов населения и бизнеса (фискальные стимулы). Развитые страны потратили в среднем 10% ВВП на эти цели. Центробанки же смягчали монетарные условия, давая дополнительную ликвидность рынкам.
Основным результатом широких фискальных стимулов и мягких монетарных условий в мире стал ускоренный рост общего уровня цен вследствие неудовлетворенного спроса. С продолжающейся инфляцией столкнулись как развитые, так и развивающиеся страны.
В развивающихся странах все чаще стали высказываться мнения о вовлечении активов центробанков для роста благосостояния населения. Это начало попыток влиять на автономность центробанков в установлении процентных ставок, на так называемый «грааль» центробанков.
Последствия вмешательства власти в деятельность центрального банка. Международный опыт
Согласно многочисленным исследованиям, отсутствие баланса между двумя политиками (институтами) неминуемо ведет к серьезным негативным последствиям для экономики. Если исполнительная власть с целью получения дешевого финансирования бюджетных расходов просит регулятора уменьшить процентные ставки, это способствует росту цен в экономике. Центробанк же в ответ на рост инфляции должен увеличивать процентную ставку, что, естественно, приводит к увеличению расходов бюджета на обслуживание долга. Это замкнутый круг, где все проигрывают. В условиях инфляционного таргетирования неприемлемо вмешательство в деятельность центрального банка.
У центробанка одна единственная цель – ценовая стабильность. Для обеспечения сдерживания значительного роста цен в рамках конкретного коридора регулятор должен обладать автономностью в принятии решений.
Рассмотрим примеры центробанков развивающихся стран, таргетирующих инфляцию, где выражены тенденции по отказу от автономности – Турция, Бразилия и Индонезия.
Пример Турции, вероятно, войдет в учебники по макроэкономике в качестве того, что нельзя делать в монетарной политике. Президент Реджеп Тайип Эрдоган, начиная с 2019 года, поменял уже четвертого главу Центрального банка Турции. В марте текущего года он уволил Наси Агбала за повышение ставок с 17% до 19% в ответ на рост инфляции до 16%. Действия Агбала высоко оценивались рынками, и лира укреплялась. Сразу после его увольнения лира обвалилась на 15%. Новый глава центробанка Турции не перечит президенту и уменьшает ставку процента в ответ на рост инфляции.
В текущем году президент Бразилии Жаир Болсонару подписал закон, официально закрепляющий автономию регулятора. Центральный банк Бразилии, имея этот мандат, начал резко поднимать ставки с 2% в попытке сдержать инфляцию, сейчас она достигла 7,75%. Это в свою очередь привело к снижению темпов ВВП в I квартале 2021 года до 1,2% с 3,1% в IV квартале 2020 года, а во II квартале текущего года вообще к его снижению на -0,1%. Президент Болсонару сообщил Associated Press о том, что он сожалеет о подписании закона об автономности центробанка. По его словам, если ВВП и дальше продолжит свое падение, то закон он, скорее всего, отзовет.
Индонезия, проведшая значительную структурную перестройку после азиатского кризиса 1997-1998 годов, пытается сейчас объединить фискальную и монетарную политику. Правительство Индонезии обязало центральный банк финансировать бюджет. Банк Индонезии обязан будет купить долг правительства в течение 2021-2022 годов на 30,5 млрд долларов в целях обеспечения дешевым финансированием мероприятий по борьбе с COVID-19. Какие последствия это принесет для денежного рынка и инфляции, остается только догадываться, так как 15 млрд долларов в год – это почти 8% госбюджета Индонезии
Ситуация на постсоветском пространстве
В Кыргызстане депутаты Жогорку Кенеша недавно рассматривали поправки в Закон «О Национальном банке КР, банках и банковской деятельности», хотя финансовый регулятор выступал против них. Согласно поправкам, легализуется финтех, не будет необходимости участия традиционных банков в осуществлении платежей, денежных переводов и покупки криптовалют.
Есть примеры, когда власти приняли необходимость автономности центробанка. Так, Верховная Рада приняла закон о независимости Национального банка Украины с целью укрепления независимости регулятора. Законопроектом отменяется обязанность Нацбанка проводить консультации с правительством, а также поддерживать экономическую политику правительства. Кроме того, вносится изменение в Бюджетный кодекс, согласно которому Нацбанк должен будет информировать правительство об ориентировочном прогнозе части прибыли к распределению, которая будет подлежать перечислению в государственный бюджет. Ранее регулятор должен был подавать президенту, правительству и Верховной Раде прогнозы своих доходов, на основании чего Минфин рассчитывал доходы бюджета.
Инфляционное таргетирование как единственно верный (на текущий момент) выбор
Казахстан в 2015 году перешел на режим инфляционного таргетирования. Первые результаты по достижению устойчивой инфляции в определенной степени были прерваны шоком пандемии. Доверие к данному режиму денежно-кредитной политики могут подрывать сторонники слишком мягкой монетарной политики, ссылаясь на совершенно недопустимые для сравнения с Казахстаном США и страны Европы, которые исторически на протяжении последних 50 лет боролись с дефляцией, и где инфляционные ожидания самого населения ниже 2-3%.
Даже не имея большого опыта проведения инфляционного таргетирования, очевидно, как делать не нужно: яркий пример – Турция, где независимость центробанка была поставлена под удар ради краткосрочных политических выгод. Будучи подверженным политическому давлению, Центробанк Турции утратил авторитет и в глазах иностранных инвесторов. Есть и удачные примеры, когда независимый центробанк поборол инфляцию. Россия в режиме инфляционного таргетирования смогла с 2015 года снизить уровень инфляции с 13% до 3% в 2019 году. Сегодняшняя политика Центробанка РФ движется в фарватере макроэкономической теории – на рост цен он отвечает увеличением базовой ставки.
В настоящее время Нацбанк Казахстана придерживает режим инфляционного таргетирования. Национальный банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности. Именно поэтому центробанк вправе принимать непопулярные решения по повышению базовой ставки для достижения цели по инфляции, несмотря на возможную критику.
С другой стороны, Нацбанк финансировал льготные программы кредитования экономики, которые создали опасный прецедент для всех рынков, поскольку в рамках данной политики государство заменило собой частное ипотечное кредитование. В дальнейшем активное участие государства на рынке ипотеки может способствовать сжатию активов банковской системы, значительному дисбалансу стоимости жилья. Рынок должен определять цену сам, она не должна устанавливаться директивно. Вероятно, учитывая это, в рамках принятой Нацбанком «Стратегии ДКП до 2030 года» было определено верное, на мой взгляд, решение о выходе регулятора из данных программ в ближайшие два года.
В сегодняшних реалиях невозможно побороть продолжающийся рост инфляции только процентной ставкой. Наша экономика отличается низкодиверсифицированной структурой, и центробанку приходится бороться со значительным влиянием обменного курса на инфляцию. Процентный канал работает пока недостаточно эффективно. Причина – зависимость экономики страны от моноресурса (нефть и металлы).
В настоящее время необходимо сконцентрироваться на макроэкономической политике, когда фискальная политика достигает сбалансированного устойчивого экономического роста путем перераспределения производимого в стране ВВП, а монетарная политика должна отвечать только за устойчивость цен. Вовлечение центробанка в процесс создания ВВП грозит дестабилизацией финансовой системы. Негативные последствия, в том числе снижение золотовалютных активов и девальвацию, может принести возврат к фиксированному курсу. Именно поэтому центробанку важно быть независимым, чтобы попытки склонить к фиксированному курсу и созданию ВВП не имели успеха.