В настоящее время активные дебаты и критика пенсионной системы вылились в ряд поручений, сделанных главой государства, в частности, о необходимости модернизации пенсионной системы. Некоторые новеллы и параметрические доработки будут отражены правительством в Дорожной карте по дальнейшему развитию пенсионной системы на 2020-2024 годы.
Есть предложение включить в разрабатываемую кабмином Дорожную карту пункт о передислокации в город Нур-Султан АО «Единый накопительный пенсионный фонд».
До последнего времени единственным аргументом целесообразности нахождения АО «ЕНФП» в Алматы было соседство с Национальным банком РК.
После объединения активов пенсионных фондов в 2014 году техническая трансформация АО «ГНПФ» и предстоящие на тот момент задачи интеграции активов требовали активного участия Национального банка.
Спустя 6 лет эта потребность в тесном взаимодействии с Нацбанком, фондовой биржей сохраняется, но сейчас перед ЕНПФ стоят совершенно другие задачи.
Запланированный на 2020 год переезд финансового регулятора из Алматы в Нур-Султан и без того должен был потребовать мобилизации различных дочерних, подведомственных организаций. Но ЕНПФ больше всех нуждается в переезде.
Фонду нужны глубокий критический анализ своего состояния и переосмысление стратегии.
И начать это следует с трансформации корпоративного управления.
Для реализации ряда международных рекомендаций и соответствия мировой практике развития финансовых институтов правительству и ЕНПФ необходимо уменьшить участие Национального банка в операционной деятельности фонда. Для устранения конфликтов и дисбалансов Национальный банк должен быть ограничен функциями регулирования и надзора и отчужден от оказания кастодиальных и инвестиционных услуг.
Преобразования нужно направить и на представление в составе совета директоров и правления фонда более представительного круга независимых финансовых экспертов, и на расширение численного состава совета директоров.
Расширение состава органа управления, прежде всего за счет увеличения независимых директоров, имеющих опыт работы в крупных зарубежных национальных и суверенных фондах, должно создать необходимый уровень содержательного конструктивного диалога в совете.
Вектор корпоративного управления должен быть направлен на обретение независимости пенсионного капитала от государственной политики и деятельности госорганов. В этом свете не может идти речи об объединении ЕНПФ с какими бы то ни было внебюджетными социальными и страховыми фондами.
Повышение роли совета директоров и правления за счет возвращения в компетенцию фонда ответственности, ранее принадлежащей правительству и Национальному банку, должно способствовать росту самостоятельности фонда.
Капитализация ЕНПФ и ответственность перед вкладчиками растут, и это требует привлечения более квалифицированных и опытных кадров.
Во-вторых, физическая удаленность пенсионного фонда от правительства, Минтруда, различных социальных институтов усложняет процесс взаимодействия и координации между этими структурами. Сложность взаимодействия на расстоянии сильно замедляет и процессы рассмотрения, согласования управленческих и корпоративных решений.
В наше время – это непозволительная роскошь.
Пенсионный фонд как единственный оператор накопительной пенсионной системы нуждается в соседстве с правительством и Минтруда.
Много вопросов сейчас вызывает и планируемая к внедрению с 2023 года условно-накопительная пенсионная система. Финансируемая за счет обязательных взносов работодателя условно-накопительная система задумывалась как замена солидарной.
Однако невысокий размер накоплений на индивидуальных пенсионных счетах основной массы вкладчиков в накопительной системе сулит и невысокие выплаты. В этом свете на условно-накопительную систему ляжет основная финансовая нагрузка по сохранению приемлемого уровня пенсионного обеспечения.
Как при существующих параметрах накопительной системы организовать работу условно-накопительной, чтобы выходящие на заслуженный отдых пенсионеры не остались за чертой бедности?
Этот вызов требует продолжения аналитической работы по определению наиболее подходящей для Казахстана модели пенсионного обеспечения. При всех плюсах условно-накопительной системы она имеет ряд недостатков в сравнении с подобными ей распределительными схемами.
Определение оператора – вопрос, конечно, второстепенный, однако загодя на эту роль уготован именно ЕНПФ. Это вызывает массу вопросов, ведь совмещать в одном институте две схемы пенсионного обеспечения, совершенно разные по своей природе – чревато отрицательными последствиями.
Для предупреждения конфликта интересов и исключения эскалации пенсионных проблем в одной корзине гораздо надежнее руководствоваться принципом «разделяй и властвуй». Для этих целей целесообразнее создавать новый институт.
Для новой схемы нужны техническая апробация всех необходимых нормативно-правовых актов, испытание схем взаимодействия со смежными социальными и финансовыми институтами, внедрение актуального программного обеспечения и т.д.
Только после положительной оценки деятельности нового института можно начинать изучение вопроса объединения двух пенсионных систем под одной крышей.
Участие в разработке Дорожной карты по дальнейшему развитию пенсионной системы на 2020-2024 годы, реализация предложений, озвученных главой государства, и работа над новой условно-накопительной системой требуют физического присутствия в Нур-Султане всего менеджмента ЕНПФ.
Вызывает вопрос и актуальность нынешнего названия, слово «Единый» это все-таки отражение требований того времени и тех пенсионных реформ, когда государственный пенсионный фонд стал единственным.
Сегодня стратегия Единого накопительного пенсионного фонда должна быть направлена на занятие позиции лидирующего финансового института, причем не только по размеру активов, а прежде всего – по своему корпоративному духу, соответствию современным международным стандартам надежности и устойчивости.
Для этого есть смысл избавиться и от неактуального названия, сменив его, например, на «Накопительный пенсионный фонд Казахстана», а также от конформизма, архаичного мышления и менталитета государственного служащего, доставшихся в наследство от ГНПФ.