USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
94692.00$
-2387.500

Единственный, но не первый

ЕНПФ нужны глубокий критический анализ своего состояния и переосмысление стратегии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

В настоящее время активные дебаты и критика пенсионной системы вылились в ряд поручений, сделанных главой государства, в частности, о необходимости модернизации пенсионной системы. Некоторые новеллы и параметрические доработки будут отражены правительством в Дорожной карте по дальнейшему развитию пенсионной системы на 2020-2024 годы.

Есть предложение включить в разрабатываемую кабмином Дорожную карту пункт о передислокации в город Нур-Султан АО «Единый накопительный пенсионный фонд».

До последнего времени единственным аргументом целесообразности нахождения АО «ЕНФП» в Алматы было соседство с Национальным банком РК.

После объединения активов пенсионных фондов в 2014 году техническая трансформация АО «ГНПФ» и предстоящие на тот момент задачи интеграции активов требовали активного участия Национального банка.

Спустя 6 лет эта потребность в тесном взаимодействии с Нацбанком, фондовой биржей сохраняется, но сейчас перед ЕНПФ стоят совершенно другие задачи.

Запланированный на 2020 год переезд финансового регулятора из Алматы в Нур-Султан и без того должен был потребовать мобилизации различных дочерних, подведомственных организаций. Но ЕНПФ больше всех нуждается в переезде.

Фонду нужны глубокий критический анализ своего состояния и переосмысление стратегии.

И начать это следует с трансформации корпоративного управления.

Для реализации ряда международных рекомендаций и соответствия мировой практике развития финансовых институтов правительству и ЕНПФ необходимо уменьшить участие Национального банка в операционной деятельности фонда. Для устранения конфликтов и дисбалансов Национальный банк должен быть ограничен функциями регулирования и надзора и отчужден от оказания кастодиальных и инвестиционных услуг.

Преобразования нужно направить и на представление в составе совета директоров и правления фонда более представительного круга независимых финансовых экспертов, и на расширение численного состава совета директоров.

Расширение состава органа управления, прежде всего за счет увеличения независимых директоров, имеющих опыт работы в крупных зарубежных национальных и суверенных фондах, должно создать необходимый уровень содержательного конструктивного диалога в совете.

Вектор корпоративного управления должен быть направлен на обретение независимости пенсионного капитала от государственной политики и деятельности госорганов. В этом свете не может идти речи об объединении ЕНПФ с какими бы то ни было внебюджетными социальными и страховыми фондами.

Повышение роли совета директоров и правления за счет возвращения в компетенцию фонда ответственности, ранее принадлежащей правительству и Национальному банку, должно способствовать росту самостоятельности фонда.

Капитализация ЕНПФ и ответственность перед вкладчиками растут, и это требует привлечения более квалифицированных и опытных кадров.

Во-вторых, физическая удаленность пенсионного фонда от правительства, Минтруда, различных социальных институтов усложняет процесс взаимодействия и координации между этими структурами. Сложность взаимодействия на расстоянии сильно замедляет и процессы рассмотрения, согласования управленческих и корпоративных решений.

В наше время – это непозволительная роскошь.

Пенсионный фонд как единственный оператор накопительной пенсионной системы нуждается в соседстве с правительством и Минтруда.

Много вопросов сейчас вызывает и планируемая к внедрению с 2023 года условно-накопительная пенсионная система. Финансируемая за счет обязательных взносов работодателя условно-накопительная система задумывалась как замена солидарной.

Однако невысокий размер накоплений на индивидуальных пенсионных счетах основной массы вкладчиков в накопительной системе сулит и невысокие выплаты. В этом свете на условно-накопительную систему ляжет основная финансовая нагрузка по сохранению приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

Как при существующих параметрах накопительной системы организовать работу условно-накопительной, чтобы выходящие на заслуженный отдых пенсионеры не остались за чертой бедности?

Этот вызов требует продолжения аналитической работы по определению наиболее подходящей для Казахстана модели пенсионного обеспечения. При всех плюсах условно-накопительной системы она имеет ряд недостатков в сравнении с подобными ей распределительными схемами.

Определение оператора – вопрос, конечно, второстепенный, однако загодя на эту роль уготован именно ЕНПФ. Это вызывает массу вопросов, ведь совмещать в одном институте две схемы пенсионного обеспечения, совершенно разные по своей природе – чревато отрицательными последствиями.

Для предупреждения конфликта интересов и исключения эскалации пенсионных проблем в одной корзине гораздо надежнее руководствоваться принципом «разделяй и властвуй». Для этих целей целесообразнее создавать новый институт.

Для новой схемы нужны техническая апробация всех необходимых нормативно-правовых актов, испытание схем взаимодействия со смежными социальными и финансовыми институтами, внедрение актуального программного обеспечения и т.д.

Только после положительной оценки деятельности нового института можно начинать изучение вопроса объединения двух пенсионных систем под одной крышей.

Участие в разработке Дорожной карты по дальнейшему развитию пенсионной системы на 2020-2024 годы, реализация предложений, озвученных главой государства, и работа над новой условно-накопительной системой требуют физического присутствия в Нур-Султане всего менеджмента ЕНПФ.

Вызывает вопрос и актуальность нынешнего названия, слово «Единый» это все-таки отражение требований того времени и тех пенсионных реформ, когда государственный пенсионный фонд стал единственным.

Сегодня стратегия Единого накопительного пенсионного фонда должна быть направлена на занятие позиции лидирующего финансового института, причем не только по размеру активов, а прежде всего – по своему корпоративному духу, соответствию современным международным стандартам надежности и устойчивости.

Для этого есть смысл избавиться и от неактуального названия, сменив его, например, на «Накопительный пенсионный фонд Казахстана», а также от конформизма, архаичного мышления и менталитета государственного служащего, доставшихся в наследство от ГНПФ.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.