USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.34$
-0.090
BTC
90642.00$
+1126.700

Вокруг много позорной рекламы и мало профессионалов

Асхат Ускембаев рассказал о рекламе и креативности в Казахстане

Share
Share
Share
Tweet
Share
Вокруг много позорной рекламы и мало профессионалов- Kapital.kz

Обладатели «Молодых львов» у нас непременно появятся. Верит в это, вот уже пятый год отращивая бороду до первой международной награды, эксперт по рекламе и креативным комуникациям Асхат Ускембаев. И прошедший в мае в Алматы конкурс Young Lions Kazakhstan («Молодые львы Казахстана») дает ему основания для этой веры.

Победители смотра отправятся на финал конкурса, который пройдет в конце июня на Лазурном берегу в Каннах во время международного фестиваля креативности «Каннские львы». Право участия в нем получают лучшие профессионалы мира до 30 лет, выбранные официальными представителями «Львов» в странах мира. Асхат и есть такой представитель у нас. Участники казахстанского конкурса представляли 13 агентств и компаний, таких как Movators Idea Farm, GForce Grey, Cheil Kazakhstan. Судили их авторитетные эксперты: Серджио Спаккавенто (агентство Conversion), Леонид Фейгин (DDVB), Майкл Гибсон (консультант по креативности), Максим Пономарев (Friends Moscow). В номинации Print победила работа Саида Садыкова и Марии Лескиной агентства Openeyes DDB. А благодаря победе в номинации Film вместе с ними в Канны поедут Алексей Есипов и Дина Нургалиева из Mega Media Ogilvy.

Несмотря на наличие у нас талантливых ребят, Асхат как минимум удивлен, что люди в Казахстане (в том числе работники рекламного фронта) не хотят расти профессионально.

«Почему я всегда долблю наших горе-креаторов: какие у вас авторитеты, за кем наблюдаете, за кем подтягиваетесь? Многие отвечают: нет авторитетов, я сам. Почему? Я не понимаю. Ты же должен понять, к какому уровню тебе подтягиваться. Они считают, что реклама началась в Казахстане в тот момент, когда они пришли на работу в агентство и стали ее делать, – понемногу свирепеет по ходу разговора Асхат. – Но это фантастическая область. Глобальную историю рекламы нужно знать, чтобы понимать, что будет дальше и к чему готовиться. А наши не понимают. Спрашиваю их: что ты читаешь по профессии? Ни-че-го!»

Немудрено, что в 2010 году он после 13 лет работы в одном из крупных мировых агентств Styx & Leo Burnett ушел из рекламы и стал официально утвержденным Каннами представителем «Львов» в республике. «Прогресс есть. Я лично знаю людей, у которых глаза горят. Они работают в противовес тем, у которых ничего не горит. В 2012 году мы провели первый конкурс. Категорию Print тогда выиграла Таня Буцкая. Ее сразу стали «хантить» разные агентства. Но ее позиция была: «В следующем году я собираюсь участвовать в «Молодых львах», и мне важно научиться работать на Mac». Все в том агентстве работали на PC, и ей выставили требования: «выполнишь – купим тебе Mac». И она это сделала, и ей поставили Mac. Она участвовала в конкурсе и снова победила. И таких людей становится больше», – рассказывает он.

Что будет со мной (представим, что мне «до 30»), если я вдруг выиграю на «Молодых львах» в Каннах?

– Если ты выигрываешь здесь, тебя, конечно, заберут местные агентства. Но если ты выиграешь (даже «бронзу») там, тебя в тот же вечер начинают «хантить» мировые агентства. Этот конкурс –фантастическая возможность изменить свою карьеру и жизнь. Поэтому к нему допускают лишь тех, кто горит. «Молодые львы» – это инвестиции в свою жизнь, если ты действительно хочешь ее изменить.

Давай посмотрим на наш рекламный рынок с высоты уровня конкурсных работ.

– У нас уровень работ – местная песочница, где выясняют, чей куличик лучше. Но в глобальном плане это «троечка», это слабая работа. Уровень идей не каннский, хотя уровень исполнения высокий. Это многое говорит и о рынке. Наш нацелен на красивую картинку, которая не имеет смысла, а надо, чтобы было наоборот: много смысла, мощная идея и пусть исполнение даже будет грубым. Я хочу, чтобы в конце концов про Казахстан начали говорить в креативном сообществе. «Каннские львы» (и его составляющая «Молодые львы») – это не фестиваль рекламы, это фестиваль креативности. Каждый год там выступают потрясающие спикеры: политики, музыканты, актеры, фотографы. В Канны все приезжают, чтобы учиться. Те же Джон Хегарти и Чак Портер. Такие монстры коммуникаций появляются там не просто чтобы выступить, но чтобы услышать что-то новое.

– Выросло ли качество персонала агентств?

– Я очень пессимистичен в этом плане. У меня требования очень высокие. Ко мне каждую неделю обращаются с просьбой найти дизайнера или продюсера. Я рекомендую, к кому обратиться, если не в Казахстане, то за его пределами. Но выбирают клиенты чаще местное и не из-за качества, а из-за бюджета.

Почему, ты считаешь, так много «левой» рекламы в казахстанских медиа?

– Одна из причин, по которой ты видишь столько позорной рекламы вокруг, – отсутствие фокуса, грамотного брифа (Креативный бриф — документ, помогающий компании правильно поставить задачу по разработке рекламного сообщения, созданию рекламного продукта (ролика, плаката и т. п., – прим. ред.). Клиент приходит и заявляет: «Вот вам продукт, нам надо поднять продажи». Это значит, они перекладывают на рекламные агентства свою задачу: придумать, что им нужно сказать. А этого быть не должно. В 2010 году я провел в своей школе практической рекламы первый курс по созданию эффективного брифа. Я заставлял клиентов оценивать ими же созданные брифы, после чего они сами видели слабые стороны и исправляли их. Клиент часто не понимает, что слабый бриф – это слабый креатив.

Конкурс проходит уже не первый год, но результаты этого года меня, честно, не впечатлили.

– Сейчас я буду пересматривать подход к конкурсу. Планирую сделать промежуточные этапы и давать на каждом этапе задания участникам. Так будет видно, насколько их работы от этапа к этапу меняются. Если до финала дойдут двое, значит мне не нужно будет проводить финал, они и полетят, значит они самые лучшие. А иначе мы так и будем копаться в песочнице, и жюри – я обычно подтягиваю маститых обладателей «Эффи» (профессиональная награда в области маркетинга и рекламы, прим. ред.) и «Каннских львов», людей из разных частей планеты – мне опять скажет: у вас работы стабильно слабые. Бороду я отращиваю тоже неспроста, сбрею, только когда в Казахстане появится первый «Каннский лев».

Реклама – лишь вершина айсберга. Дальше – маркетинг. Наш маркетинг очень молодой, незрелый. Люди, которые там работают, они вообще в нем не должны работать. И их MBA иногда выглядит как приговор. Почему у нас никто не слышал о местных звездах маркетинга, которые делают потрясающую работу и о которых говорят? Потому что качество маркетологов не позволяет. У нас успех в бизнесе не благодаря, а вопреки рекламе. А экспаты? Здесь нет звезд, такие сюда не приедут. Для них здесь нет вызова, они просто сидят на зарплате.

– Слышал, ты активно продвигаешь Казахстан в Каннах?

– Таиланду понадобилось около 7 лет, чтобы на «Львах» его стали воспринимать как страну, креативную в смысле рекламы. Мы каждый год играем на фестивале в пляжный футбол. Мы команда смертников, потому что выступаем против таких монстров, как Бразилия, Аргентина и Дания. Нам важно, чтобы Казахстан «звучал», чтобы говорили о нашей стране. Я всегда заставляю наших участников появляться на всех мероприятиях фестиваля, чтобы люди привыкли к нашей стране. А пока работ от Казахстана там традиционно мало, в этом году всего 4 от 1 агентства.

– Как проходят «Молодые львы» во Франции, в чем отличие от казахстанского «полуфинала»?

– Им точно так же, как и здесь, выдадут бриф. На создание печатной рекламы дадут ровно сутки, на фильм – 48 часов. На фильм выдадут GoPro, компьютер – и вперед. Но номинаций там больше, чем у нас. Есть еще «Дизайн», «Медиа», PR и «Маркетолог». И тут наши «садятся на задницу», потому что никто не знает, чем отличается медиастратегия от коммуникационной стратегии и от PR-стратегии. А это все должны знать. Вот для этого и надо учиться. А нежелающих учиться полно в агентствах. Я называю их миграцией планктона. Могут год отработать в агентстве, результатов не будет, они начнут просить зарплату выше, им не дадут, они уйдут в другое агентство, где им предложат больше, и так дальше.

– И как, на твой взгляд, можно изменить ситуацию?

– Прежде всего, нужно перестать бояться клиентов. Все изначально на полусогнутых разговаривают с ними, и те не видят нормальной профессиональной реакции, перестают относиться к рекламисту как к эксперту. Второе: клиентов нужно воспитывать. «Вы сначала сделайте, и если мне понравится, я куплю» – непрофессиональный подход. Для клиентов агентство должно быть авторитетом, чтобы они прочувствовали связь рекламы с их продажами. А сегодня им все равно, с каким агентством работать, и они проводят тендер. В результате весь рынок узнает про их маркетинговые планы. Третье – агентствам нужно заниматься собственным продвижением, раскручивать имя. Четвертое – взять планку повыше, чем «мы лучшие в нашей песочнице».

Асхат Ускембаев верит, что вылезти за пределы песочницы казахстанский рекламщик готов, нужно только захотеть. И его мнению я доверяю. Он ведь делает практические, как любят говорить политики, шаги в этом направлении. Асхат – основатель и руководитель Школы практической рекламы, среди клиентов которой «Билайн» и «Кока-Кола», «Казахтелеком» и «Филипп Моррис Казахстан», Kaspi Bank и «Сулпак», агентства «Штаб Медиа» и McCann Erikson. А еще у него забавное по нынешним временам и абсолютно искреннее, как в детстве, хобби. Он меломан-хард-рокер и сам играет на барабанах. Читает книги рекламных гуру, журналы Ad Age и музыкальный Metal Hammer. А английский выучил после того, как тысячу лет назад его письмо опубликовали в Metal Hammer, и меломаны со всего мира стали писать ему письма в советскую Алма-Ату. Любит проводить время с дочерьми, учиться и у них. Пару лет как вернулся к коллекционированию виниловых пластинок («ты не можешь обнять mp3»). На работу принимает только безумно увлеченных людей: на интервью обязательно попросит кандидата рассказать о своем хобби. Сумеет зажечь – работа его.

Согласно исследованиям Дональда Ганна, живой легенды мировой рекламы, креативная реклама в 8 раз эффективнее «среднестатистической» с точки зрения успешности бизнеса. В Казахстане серьезные исследования, связывающие рекламные компании с последующими показателями продаж, не проводятся.

93d29579be4c70ba04ff5aa1001.png

095f66a75cfa10372258f77dab2.png


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.