Вы когда-нибудь пытались найти в своем городе блюдо, которое попробовали во время отпуска за границей? Готовы ли вы были заплатить за него чуть больше, лишь бы кто-нибудь доставил его вам прямо в руки? Именно такая ситуация привела к тому, что Дарья Ребенок и Артем Федяев создали сервис, который позволяет туристам заработать на доставке товаров и еды из разных уголков света. Сегодня стартап предлагает своим пользователям покупать еду, вещи и товары, которых не найти у себя в городе, при этом самим устанавливать размер оплаты за услуги. Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с Дарьей Ребенок, соосновательницей проекта Grabr, и выяснил, как работает сервис и что люди покупают чаще всего.
Город, где все началось
Мы с Артемом (Артем Федяев, сооснователь проекта Grabr, – прим. ред.) долгие годы связаны с ИТ-индустрией. Уже четыре года живем в Сан-Франциско. Это не просто город, где говорят о стартапах, это площадка, где они становятся реальностью, приносят прибыль и открывают новые возможности для огромного количества людей. Именно здесь зародились такие понятия, как shared economy и peer-to-peer, меняющие сейчас не только отношение людей по всему миру к аренде жилья, машин, покупке вещей и недвижимости, но и влияющие даже на экономику ряда стран. Почти невозможно, находясь здесь, не думать над созданием чего-то своего. Мы постоянно смотрим, анализируем, пытаемся понять, чего еще не хватает потребителям и пользователям, что именно позволит не только удовлетворить их потребности, но и сделает их жизнь более комфортной и удобной. Все это и стало фундаментом для создания сервиса Grabr. Он стал именно тем сервисом, который позволяет не только удовлетворить ряд потребностей, но и является по-настоящему полезным и необходимым сервисом для людей. Мы не стали ограничивать сервис какими-то строгими рамками. Например, есть пользователи, которые специально заказывали полюбившийся суп из Испании или французские пирожные, которые «путешествовали» из Парижа до Сан-Франциско первым классом. Был даже момент, когда через приложение заказали ржаной хлеб из России. Есть и спрос на коллекционные вещи, например, товары, связанные с фантастической сагой «Звездные войны». В нашей копилке есть романтическая история, когда двое влюбленных проводили свой медовый месяц на пляже и попросили привезти им песок с того самого пляжа.
Каждый рынок – разный
Одним из первых, кто финансово поддержал Grabr, стал инвестор нашего другого проекта, над которым мы работаем с Артемом – сервиса myWebroom. Это такие виртуальные комнаты, где люди могут хранить весь необходимый контент: вещи, которые хотят купить, любимые СМИ, ссылки на трансляции и многое другое. Можно сказать, что при поиске инвесторов для Grabr нам помогли уже наработанные связи. От момента запуска альфа-версии до полноценного старта проекта прошло совсем немного времени – около четырех месяцев. После этого Grabr стал ежедневно набирать обороты. Сейчас к сервису подключаются новые пользователи, расширяется география присутствия, растет количество заказов. В сервисе зарегистрировано более 20 тысяч пользователей. С каждым днем эта цифра увеличивается. Например, за прошедшие три месяца общий рост количества новых пользователей проекта составил более 500%.
Для Азии, в нашем случае для Вьетнама, Grabr предоставил возможность заказать многие недоступные и не доставляемые в страну товары, в том числе определенные марки сумок, обуви и косметики. Россия является рынком, где есть и спрос, и предложение. Людям не хватает многих товаров, к которым они привыкли, и в то же время большой процент продолжает путешествовать в другие страны и готов на этом немного заработать, помогая тем, кому нужны, например, косметика, витамины, продукты питания или одежда, которых нет в России. Покупатели из Бразилии, к примеру, оценили его благодаря удобному приложению и возможности купить необходимую вещь в разы дешевле, чем она стоит в магазинах.
Для каждого региона и рынка существуют свои инструменты. В одних странах лучше всего работает реклама в блогах и сарафанный маркетинг, в других – люди доверяют СМИ и сообщениям лидеров мнений в социальных сетях. Для каждой целевой аудитории и страны мы подбираем свои способы взаимодействия с аудиторией. Каждый рынок для нас по-своему интересен, и одно из наших ключевых преимуществ – это всесторонность сервиса.
Как это работает
Система работает таким образом, что покупатель размещает заказ, выбирает подходящее для него предложение от путешественника. Потом они вместе обсуждают условия покупки и получения заказа. После всех договоренностей покупатель оплачивает сделку, а необходимая сумма будет переведена путешественнику только после подтверждения получения заказа, и уже потом покупатель получает товар. Договориться о месте и времени встречи можно через встроенный мессенджер. После завершения сделки покупатель и путешественник могут оставить отзывы друг о друге. Рейтинги дают нам возможность не только выявлять недобросовестных пользователей, но и обращать внимание на самых активных, аккуратных и ответственных. Все это помогает нам определять необходимые изменения и дополнения в сервисе, улучшая его. Если путешественник хочет что-то привезти и заработать на этом, то алгоритм еще проще: он выбирает заказ в зависимости от места и времени поездки, договаривается с заказчиком, покупает и доставляет товар. Путешественники не могут сами назначать цену за товар, но могут указать желаемое вознаграждение за доставку. Каждый путешественник может перепроверить стоимость товара самостоятельно и, если необходимо, предложить скорректированный вариант с включенными в стоимость налогами и возможными таможенными расходами покупателю.
Grabr получает 7% от общей суммы заказа, то есть от итоговой стоимости товара и вознаграждения. Соответственно, чем больше заказов размещено в системе, а, главное, куплено и доставлено путешественниками, тем выше прибыль сервиса и путешественников. Ежедневно мы работаем над тем, чтобы увеличивать количество заказов и пользователей. Так, в феврале в системе было размещено более 200 новых заказов, в марте рост активности по отношению к февралю составил более 200%, а в апреле – более 520%.
В поисках нового
В первую очередь мы решаем, чего именно хотим от каждого конкретного рынка. Помимо этого, анализируем рынки, с точки зрения уровня спроса и предложения, в каждом отдельном регионе и стране. Например, если в государстве или регионе существуют ограничения по доступу к товарам или сложности с международной доставкой, то, следовательно, есть спрос. В свою очередь если рынок открыт, насыщен товарами и предложениями, то на нем, как правило, присутствует большое количество путешественников. Подготовка к завоеванию какого-либо рынка начинается с его детального изучения и аналитики. Речь идет не только о специфике предпочтений, но и о менталитете, правилах ввоза и вывоза товаров, традициях региона, взаимодействии с другими странами и народами, климатических условиях, уровне проникновения интернета и мобильных технологий. Каждый рынок индивидуален, и для каждого необходимо выстраивать свою уникальную бизнес-модель. По итогам наших исследований мы определили три рынка, которые являются для Grabr основными и наиболее перспективными: страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и страны, входящие в СНГ. Пока мы сосредоточены на рынках Азии, Латинской Америки и России, большое внимание уделяем сейчас США и Европе. Помимо этого, мы анализируем другие регионы и потенциал для Grabr и его пользователей.