На казахстанском авторынке все спокойно! Отдельные информационные выпады участников рынка относительно того, что спрос упал, производство сократилось, а зависимость от доллара и рубля навевает все больший пессимизм – все это председатель совета директоров AllurGroup , президент Ассоциации Казахстанского автомобильного бизнеса Андрей Лаврентьев воспринимает с завидным спокойствием. А все потому, что убежден – авторынок лихорадит, но его лечат и исцеление уже совсем близко. Что позволяет авторитетному эксперту делать такие выводы – об этом Андрей Лаврентьев рассказал в интервью корреспонденту Центра деловой информации Kapital.kz.
- Андрей Сергеевич, новостные ленты держат авторынок в тонусе. Сейчас называется цифра в 50% - настолько, говорят, просел автомобильный сегмент в Казахстане…
- Да, действительно такая статистика есть. Но в ней нет никакого драматизма. Это физиологически нормальный процесс, потому что есть определенные критерии на рынке, которые, так или иначе, влияют на его развитие, его тенденции, на стоимость автомобиля на рынке, наличие производства внутри нашей страны. Анализ последнего месяца - марта - показал, что рынок начал потихоньку разогреваться. Если взять мировую статистику и посмотреть, как развивалась ситуация после девальвационных процессов в других странах мира, то выясняется, что человек после девальвации восстанавливается примерно 6-8 месяцев. За этот период рынок догоняет инфляция, определяются цены, люди начинают привыкать к текущему положению, настроению рынка. Немного замедляются в целом некоторые макро- и микропроцессы на данном рынке. Если говорить о нашем, казахстанском авторынке, то да, действительно, мы достигли достаточно хороших результатов за последние годы независимости. Рынок окреп, стал большим и широким, наш общий результат – это 169 тысяч новых автомобилей, произведенных и проданных в стране в 2013году. Это достаточно большой, солидный показатель. После, были определенные изменения модельного ряда и 2015-ый год показал существенный обвал рынка. Это связано не только с девальвационными процессами на территории нашей республики. Это связано в целом с мировой экономической ситуацией, с девальвацией российского рубля, как следствие - со штормом автомобилей, которые были завезены на территорию Казахстана из России. По нашим официальным данным, более 220 тысяч автомобилей было завезено всего за 4 месяца. Давайте сравним, мы берем с вами показатель самого большого нашего достижения - 169 тысяч автомобилей. А здесь 220 тысяч всего за 4 месяца! Это огромный отложенный спрос. Потребители просто, как в советское время покупали мешок сахара – его и не съесть, но купить надо, пусть стоит. Так и здесь. Мы сталкивались с тем, что наши сограждане, даже не имея в определенной степени возможностей в приобретении автомобиля, они его все равно покупали, ставили в гараже, перепродавали и так далее. Все это и сформировало такую вот достаточно болезненную тенденцию, когда перекупщики и посредники начали демпинговать на рынке, продавать автомобили кто дороже, кто дешевле и дестабилизировали нормальную рыночную ситуацию. Были времена, когда в автосалонах ежедневно наблюдалась паника - менять цены или нет. Все это еще и на фоне свободно плавающего тенге.
-Но насколько я помню, Вы это решение приветствовали?
- Однозначно, я и сейчас могу четко сказать, что данная мера была необходима. Было может быть больно, но необходимо. Да, это решение, мы, как производители, очень поддержали. Это нормальный экономический инструмент и это повлияло на формирование спроса. Если говорить научными сравнениями, то сейчас наш казахстанский рынок проходит как раз стадию излечения. Ту таблетку, пилюлю, назовем ее девальвацией, казахстанский рынок получил. Все макро- и микроэкономические процессы запустились, началась перезагрузка, в том числе тенговой ликвидности. Это и есть на самом деле лекарство, оздоровление всей рыночной экономики нашей страны. После всегда наступает период рыночного затишья, когда граждане и потребители адаптируются к новым реалиям. И вот это, повторюсь, занимает примерно 8 месяцев. Не было бы пилюли – мы бы потеряли производство не только в сфере автомобилестроения. Что мы имеем сегодня? Я бы заострил внимание на развитии, не на поддержке рынка, а именно развитии – мы сейчас находимся в этом состоянии.
Так вот, автомобилестроение переходит к самому сложному процессу – процессу сварки и покраски производства автокомпонентов. Те действия, которые были предприняты для сохранения развития темпов, для сохранения инвестиционных периодов наших партнеров, они были сделаны и теперь результат налицо. 30% составил объем продаж казахстанских автомобилей в марте текущего года. Такого результата не было никогда! В прошлом году этот показатель равнялся 17%, я надеюсь, эта тенденция будет сохраняться. Я как-то читал интервью в газете «Колеса». Один из экспертов уверял, что сейчас начнется бешенный спрос на автомобили second-hand. Так вот ничего подобного на рынке б/у автомобилей нет. На самом деле цифры говорят об обратном. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года – январем, февралем и мартом, то, конечно, цифры ниже в два раза, нежели на новые автомобили. То есть идет тенденция общего спада, но, повторюсь, эта ситуация физиологическая. Уже к сентябрю этот процесс сойдет на «нет» и начнется живое обновление, а в следующем году все стабилизируется и будет хороший результат.
-Давайте рассмотрим этот самый 8-месячный адаптационный период. Как приняли участники рынка дедолларизацию?
- Не хочется много популизма, но скажу откровенно - мы поддерживали дедолларизацию. Объявление цен в тенге – это нормальный процесс. Я не понимаю этого, ведь в Америке мы не увидим цен в тенге или в российских рублях. Нужно уважать свою валюту. Как можно говорить о каком-либо процессе, в том числе о развитии экономики, если мы сами не верим в свой тенге и назначаем цену в долларах. Более того, я скажу, что стоимость, указаннная в печатных или интернет-изданиях на автобили официальных дилеров, не только производителей - они уже давно были указаны в тенге. Поэтому в этом отношении я не могу сказать, что данный процесс сильно повлиял на экономику, это не так. Это достаточно длительный процесс, который дает к своей валюте определенное уважение сограждан. Это нужно понимать, если мы в этой стране живем, развиваемся, зарабатываем деньги.
Конечно, это дает определенные негативные последствия к восприятию самой стоимости тенге, силы тенге, но от этого нужно было избавиться давно. Я уверяю вас, в правительстве никогда не принимаются решения голословно, это всегда аналитика. У нас есть государственные институты экономики и развития индустрии, которые делают несметное количество исследований по принятию решений в той или иной отрасли и не принимаются пустые, неадекватные решения. Для этого есть определенный набор базовых инструментов, которые должны указать – есть смысл в поддержке той или иной отрасли или нет. Автомобильная промышленность – это как лакмусовая бумага. Это один из критериев, когда мы видим, что в стране что-то захандрило. Автомобили являются, наверное, первым видом вторичного товара. Далее, в нашей стране достаточно маленькое количество авто на душу населения. Если брать мировые экономики, это 800-900 автомобилей на тысячу человек, у нас этот показатель 270 – меньше, чем у наших ближаших соседей в несколько раз. Но мы не можем отрицать то, что автомобильная промышленность дает огромный мультипликативный эффект. Если сейчас посчитать смежные отрасли, я могу сказать, что переход на производство автомобильных компонентов дает наибольший экономический рост именно в автопроме, когда задействовано большое количество предприятий - частных, мелких и крупных компаний, транснациональных компаний. Мы переходим к этому этапу, в Казахстане уже сформировано три рабочих места на каждое рабочее место на автомобильном заводе. Это большой список смежных отраслей - автомобильное кредитование, логистика, сфера сервиса, услуг, реализация запасных частей.
- Мы с вами затронули несколько факторов, которые повлияли на развитие рынка. А что еще стало причиной определенных процессов в данном сегменте и каких процессов?
- Факторов большое множество. Начиная со стоимости нефти. В принципе, весь мой день сложен из изучения данных факторов. Мы каждое утро смотрим – что же на рынке поменялось. Мы должны четко понимать – когда мы говорим о казахстанском рынке, мы лукавим. Мы давно не имеем казахстанский рынок, мы находимся в ЕАЭС, мы находимся в ВТО, мы давно глобальный рынок. Мы не можем, как барсучата сесть и глядеть из своей норки. Мы не можем меряться только вопросами наших границ, нашей страны и говорить, что в этих условиях мы можем получить развитое производство. Этого не будет. У нас должен быть большой рынок Таможенного союза – доступ на 170 миллионов человек. И мы его получили. Поэтому факторы, которые влияют на нас, к сожалению, или к счастью, не факторы только нашей республики, как это было с российскими автомобилями, зашедшими после девальвации рубля. Но есть правила. Нашей стране ведь всего 25 лет, а Таможенному рынку всего 3 с половиной года. Поэтому есть огромное количество правил, которые еще не расставлены по своим местам, которые так или иначе влияют на нашу экономическую составляющую. Это достаточно большой блок документов, подписанных в рамках ЕАЭС. Естественно, здесь не может быть всеобъемлющего, полного объема законодательства, которое регулирует ту или иную отрасль. Мы его дорабатываем каждый день.
А если предметно называть три или пять факторов, о которых вы говорите, оказавших самое важное влияние на формирование отрасли рынка, то я бы разбил так: в первую пятилетку, это инвестиционный климат, мы закончили им заниматься, когда было подписано новое инвестиционное решение по инвесторам, с возвратом 30% инвестиций иностранным инвесторам, вложившим в экономику в стратегические направления нашей страны. Этот прекрасный, всеобъемлющий документ на территории нашей страны принят, и он дал большое количество возможностей для развития любой отрасли. Это базово раз. Далее, соглашение о Евразийском Экономическом Союзе, которое позволило нам дать общий рынок. Это два. Потому что принятие решений по развитию автопроизводства без этого документа было бы невозможным. Мы бы не стали инвестировать деньги в автомобильное производство, не будь у нас рынка в 170 миллионов. Третье – это так называемые наши инвесторы, портфельные инвесторы, которые так или иначе заинтересованы во вложениях в автомобильные отрасли и отрасль автомобильных компонентов. Это то, что повлияло на масштабы и развитие. То, что сузило рынок – это, конечно, девальвация российского рубля, это общие негативные эмоциональные последствия, которые вызвали военные действия в Сирии, санкции против Российской Федерации. Все то, что достаточно негативно влияло на какой-то положительный спрос на рынке. На самом деле, как бы это ни было смешно, оказывали достаточно серьезное давление на принятие решений в приобретении автомобиля, во всяком случае, в ценовом сегменте, однозначно. И, наверное, пятый фактор – это снижение и девальвация уже казахстанского тенге, который дал с одной стороны рост для экономики, с другой стороны - сформировал это явление, так называемую заморозку. Еще из факторов, положительно повяливших на рынок - стимуляционные программы по рынку, которые были приняты правительством: 4%-ая программа кредитования для казахстанских автопроизводителей, 4%-ная лизинговая программа для казахстанских производителей, программа расширенной ответственности, которая принципиально начнет действовать для потребителей. Впервые, за всю историю независимости Казахстана, у нас рынок начал омолаживаться, старые автомобили начали уходить в утиль, мы продаем свои авто в другие страны, произошло качественное обновление новыми автомобилями потребительского спроса. И это, однозначно, хорошо.
- Андрей Сергеевич, спасибо за беседу, успехов Вам!