В августе 2015 года дипломатическая миссия США в Казахстане объявила о прибытии для службы в качестве нового Генерального консула Соединенных Штатов Америки в Алматы дипломата Марка Муди. В полномочия Генерального консула вошли вопросы взаимодействия американского бизнеса с предпринимателями Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. Господин Генеральный консул в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал об экономической стратегии США в отношении Казахстана, перспективах торгового взаимодействия между двумя странами и роли Астаны в крупных логистических проектах на евразийском пространстве.
- Господин Генеральный консул, как бы вы оценили те меры, которые предпринимают власти страны в условиях экономического кризиса, в частности, введение свободного курса национальной валюты? Оправдан ли был этот шаг, не отпугнул ли он американских инвесторов?
- Национальный банк Казахстана имел полное право принимать то решение о введении свободного курса тенге по отношению к доллару. Несмотря на возможные сложности, которые сейчас есть, мы продолжаем укреплять наши торговые связи с Казахстаном, и новая курсовая политика Нацбанка никак не отражается на этом процессе. Только в прошлом году американские компании инвестировали более 4 млрд в экономику вашей страны. Мы понимаем, что сейчас неопределенное время в Казахстане после недавнего решения отпустить тенге в свободное плавание, но позвольте мне быть ясным: экономические отношения между США и Казахстаном крепки и становятся все сильнее, и мы хотим видеть Казахстан преуспевающей страной. В качестве примера могут сказать, что два месяца назад на агрокультурной выставке, которую я посещал, было много представителей американских компаний, которые искали возможности инвестирования в РК. Это положительный знак, который демонстрирует, что бизнес США заинтересован в экономическом взаимодействии с Казахстаном, несмотря на новые экономические реалии и политику свободного курса национальной валюты. У американского бизнеса это не вызывает особого беспокойства.
- Во время традиционного ежегодного Послания народу РК президент Нурсултан Назарбаев сообщил о том, что все процедуры по вступлению республики во Всемирную торговую организацию завершены. Как оцениваете перспективы участия РК в ВТО и возможно ли, что некие нормы Евразийского экономического союза, в котором также представлен Казахстан, придется пересматривать в связи с членством республики в ВТО?
- США всегда поддерживали вхождение Казахстана в ВТО. Эта организация даст большие возможности для республики наладить не только региональный, но и международный экономический диалог. Даже если и будут какие-то разногласия между ВТО и ЕАЭС, то всегда можно найти компромисс, исходя из тех целей и задач, которые преследует Казахстан, участвуя в этих организациях. США выступают за то, чтобы любые торговые союзы строились на принципах открытости, тогда никаких сложностей, скорее всего, не возникнет. Мы также гордимся тем, что офис ЮСАИД предоставил Казахстану техническую поддержку для прохождения процесса вступления в ВТО.
- Недавно состоялась ваша первая после назначения официальная поездка по регионам Казахстана. Что вы для себя вынесли из нее, насколько активна экономическая жизнь не только в крупных городах, но и в регионах Казахстана?
- Видно, что власти инвестировали много денег в инфраструктуру регионов, в частности, при помощи Всемирного банка и других международных институтов. США также активно вкладывают средства в развитие региональных проектов в Казахстане и в создание достойных условий жизни вне больших городов республики. Например, из последних примеров: в Кызылорде американский бизнес из Северной Каролины сейчас активно инвестирует в местные компании, производящие термополированное стекло по современной технологии. То есть предприниматели США заинтересованы вкладывать не только в крупные казахстанские города и производства, но идти на удаление от центра
- Между тем американское государственное торговое представительство в своем последнем докладе, посвященном торговле США с разными странами мира, отмечало, что все-таки сохраняются сложности в вопросах инвестирования в Казахстан. В том числе существуют проблемы с прозрачностью и предсказуемостью так называемых правил игры для инвесторов.
- Мы должны понимать, что не бывает ничего совершенного и проблемы всегда есть, главное, чтобы было желание их решать. В случае с Казахстаном мы это желание видим. Не зря именно в Алматы США открыли коммерческий центр по региону Центральной Азии. Это о многом говорит, в частности о том значении, которое Штаты придают торговле с РК. Я думаю, что те меры, которые были предложены в рамках программы «100 шагов», могут заметно улучшить инвестиционный климат в республике. Например, такая мера как симплификация судебного процесса способна укрепить доверие со стороны инвесторов к системе правосудия в стране. Это важнейшее условие привлечения средств зарубежных доноров. Или норма об уничтожении государственных монополий, которую выдвигают власти, также оценивается нами позитивно, так как наличие любых монополий на рынке отпугивает потенциальных инвесторов.
- В рамках упомянутых вами «100 шагов» предполагается создание финансового центра в Астане по примеру Дубая. Как оцениваете его перспективы?
- Я разговаривал с представителями финансового сектора, которые оценивают идею позитивно. Однако, они говорят, что готовы переориентироваться из Алматы в Астану при наличии серьезных финансовых стимулов в столице Казахстана. Важно мнение частного бизнеса в этом процессе, готов ли он двигаться в эту сторону. Пока все эти процессы в стадии развития.
- Сейчас идут активные разговоры о поддерживаемом Китаем проекте «Новый Шелковый путь», который может открыть серьезные экономические возможности для Казахстана и других республик Центральной Азии. Вместе с тем на заре 90-х проект возрождения Шелкового пути выдвигал и Запад, именуя его ТРАСЕКА. Как вы считаете, могут ли столкнуться экономические интересы Китая и США в связи с попытками возрождения торговых связей по Великому Шелковому пути?
- Главная цель – увеличение торговли, улучшение инвестиционных возможностей, создание рабочих мест и укрепление инфраструктуры. Что-то делается Китаем, что-то – странами ЕС и США, и все эти проекты ведут к увеличению торговли, и никаких противоречий в целях Вашингтона и Пекина здесь нет. Мы помогаем финансировать строительство дорог и железнодорожных путей, которые будут соединять Европу и Азию через Алматы, Тараз, Шымкент и Кызылорду. Торговый коридор «Западная Европа – Западный Китай» через Южный Казахстан является центральным элементом государственной программы развития «Нурлы жол».
- В связи с падением цен на нефть серьезно страдает казахстанская экономика. Возможно ли развитие республики без нефти и как оцениваете меры властей по диверсификации экономики?
- Мы видим признаки диверсификации казахстанской экономики. Сейчас более 200 американских компаний работают в РК, и на примере того, что они заходят в сферу обслуживания, продовольственный сектор, агрокультуру, заметно, как меняется интерес зарубежного бизнеса в Казахстане. Он смещается с сырьевых отраслей на другие. Запущена вторая программа индустриально-инновационного развития. Рано или поздно эти меры все равно принесут свои плоды. Главное, понять, что основным ресурсом Казахстана является не нефть, а человеческие ресурсы. К тому же мы видим молодое поколение предпринимателей, формирующих новые связи с предприятиями по всему миру, от Силиконовой долины до Южной Кореи. Мы верим, что творческие индустрии – это замечательный шанс избавиться от сырьевой зависимости, а также еще один великолепный способ для всего мира открыть бренд Казахстана.
Марк Муди приступил к службе в Государственном департаменте США в качестве карьерного члена дипломатической службы в 1995 году. До его назначения в Генеральном консульстве США его последняя должность была в роли советника по административным делам в посольстве США в Риге (Латвия). Он также служил в Посольствах США в Молдове, Грузии, Хорватии и Габоне, а также в миссии США при международных организациях и Миссии США при ОБСЕ в Вене (Австрия). Кроме этого, господин Муди завершил назначение в Бюро по делам Европы и Евразии в Вашингтоне.
Марк Муди с отличием окончил Военно-морской колледж в Ньюпорте, штат Род-Айленд, получив степень магистра стратегических наук. До прихода в Государственный департамент США господин Муди завершил учебу в Гарвардском университете и, будучи обладателем стипендии Фулбрайт, в 1994 проводил исследования в Университете Латвии. Он также работал в качестве писателя-путешественника и редактора для журнала-путеводителя Let’s Go. Женат У него двое детей.