Авиакомпания Qazaq Air стала своего рода сенсацией для отечественного авиарынка. Игроки в этой сфере меняются не часто и к ранее действующим компаниям казахстанский потребитель уже привык. Возможно, отсюда и некая опаска, с которой потенциальные пассажиры отнеслись к Qazaq Air. Первые баллы в копилку авиакомпания заработала, продемонстрировав высокий уровень сервиса, оставляя при этом других клиентов недовольными ценовой политикой. Как сегодня чувствует себя авиаперевозчик и какие шаги навстречу потребителю готов сделать – об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового еженедельника «Капитал.kz» рассказал коммерческий директор Qazaq Air Адель Даулетбек.
- Адель, первый вопрос, конечно же, касается вашего появления на авиарынке Казахстана. Qazaq Air – компания со стопроцентным государственным участием, чем объясняется необходимость ее создания и непосредственно запуска?
- В Казахстане в последние годы образовался дефицит авиаперевозок на внутренних рейсах. Многие жители нашей страны для поездок между городами пользуются железнодорожным или автомобильным транспортом, хотя это не всегда комфортно и требует значительного времени. Поэтому целью создания региональной авиакомпании Qazaq Air было развитие воздушного сообщения внутри Казахстана. Если регионы страны будут связаны между собой авиасообщением, это придаст стимул их экономическому развитию. А жители Казахстана получат преимущества в виде удобства и скорости в своих поездках по стране.
- Первые внутренние рейсы вы начали осуществлять в июле. Можно ли уже подвести итоги первых месяцев работы? Оправдали ли результаты ваши ожидания?
- К сегодняшнему дню услугами рейсов Qazaq Air воспользовались уже более 10 тысяч пассажиров, и при этом показатель своевременности выполнения рейсов составил 97%. Самые первые направления, которые авиакомпания начала обслуживать, – это были полеты из Алматы в Астану, в Павлодар и Шымкент. С 30 августа начались полеты по региональному маршруту между Шымкентом и Павлодаром. Здесь хочу отметить, что, к примеру, воздушное сообщение между Павлодаром и Шымкентом отсутствовало более 10 лет, и региональная авиакомпания Qazaq Air стала первой казахстанской компанией, которая его возобновила. Этот региональный маршрут, связывающий Южно-Казахстанскую область с северо-восточным регионом на границе с Россией, очень востребован, и загрузка растет в среднем на 20% еженедельно. В настоящий момент регулярные полеты выполняются по маршрутам из Алматы в Костанай, из Шымкента в Актобе, из Актобе в Атырау с частотой три рейса в неделю. Кроме этого, авиакомпания предлагает стыковки из Шымкента в Атырау также три раза в неделю. Полеты по маршрутам, связывающим южный регион с городами на западе республики, начались три недели назад, они удобны для жителей регионов, работников нефтяных предприятий, и поэтому уже имеется активный спрос на данные направления. Так, к примеру, рост загрузки составляет в среднем 30% еженедельно. На этих прямых рейсах авиакомпании между городами Казахстана пассажиры Qazaq Air экономят время в пути в среднем до 80-90% и в расходах в среднем на 40-50% в сравнении с рейсами других авиаперевозчиков со стыковкой через узловые аэропорты в Алматы и Астане.
- Адель, запуск вашей компании пришелся на непростой для страны период, когда правительство отпустило тенге в свободное плавание. Сложно ли начинать работать в таких условиях, тем более в авиации?
- Авиация сама по себе не является индустрией, предполагающей большие прибыли, это малодоходная отрасль. Тем более что с самого начала мы постарались установить тарифы, максимально привлекательные для наших пассажиров, одновременно организовав сервис на уровне международных стандартов. Мы открыли продажи 14 августа 2015 года, но даже после 20 августа, когда большая часть авиакомпаний подняла цены на авиабилеты, наши тарифы остались прежними и мы будем стараться сохранять перевозки по региональным маршрутам доступными для казахстанцев.
- Нужно отметить, что очень много разных отзывов о работе вашей компании появляется в социальных сетях. Большей частью эти отзывы положительные, но много и нареканий. Например, на стоимость билетов: откуда такая цена, из чего складывается, есть ли ожидания, что она будет падать?
- Безусловно, мы обращаем особое внимание на отзывы о наших услугах, мнение пассажиров Qazaq Air и стараемся реагировать как на позитивные, так и на негативные комментарии. Радует, что позитивных отзывов гораздо больше. Касательно цен в Казахстане на рынке регулярных внутренних авиаперевозок имеется активная конкуренция, и в таких условиях каждая авиакомпания нарабатывает своих лояльных клиентов уровнем предлагаемого сервиса на борту и в аэропортах, гибкими тарифами, маршрутной сетью, уровнем комфорта самолетов и обеспечения безопасности. Мы рады, что предлагаемый аваикомпанией сервис нашими клиентами принимается положительно, многие вновь выбирают нашу авиакомпанию для последующих полетов. Мы будет стараться поддерживать уровни тарифов привлекательными.
- Расскажите об ангаре авиакомпании. Какие судна имеются в наличии, какие планируете закупать?
- Самолетный парк Qazaq Air состоит из трех новых турбовинтовых воздушных судов Q400 канадской компании Bombardier. Салон состоит из 76-78 посадочных мест экономического класса обслуживания. Самые важные характеристики этой современной модели турбовинтового самолета Q400 Next Generation: высокая для данного типа самолетов скорость (до 667 км/ч); комфорт для пассажиров (посадка через передний трап, большие иллюминаторы, светодиодное освещение, большие багажные полки); система подавления шума и вибрации в салоне, за что этот самолет назван «тихим» в своем классе; 30% экономичности расхода топлива по сравнению с реактивными самолетами, которые он успешно заменяет на небольших расстояниях. Самолеты Q400 хорошо подготовлены к эксплуатации в условиях низких температур, жаркого климата и высокогорья. Кроме того, эти самолеты могут выполнять полеты в аэропорты с грунтовой взлетно-посадочной полосой.
- Вы уже затронули тему безопасности, давайте подробнее поговорим о профессионализме экипажей и безопасности самих лайнеров.
- Да, о технических характеристиках бортов мы уже сказали, можно лишь добавить, что серия Q на сегодняшний день – самое успешное в мире семейство турбовинтовых самолетов. Летный и кабинный экипажи состоят из высококвалифицированных и опытных пилотов и бортпроводников, имеющих лицензии на управление самолетами Bombardier Q400 Next Gen и лицензиями бортпроводников соответственно, а также обладающих огромным опытом работы в авиакомпаниях по всему миру. Кабинный экипаж отвечает за безопасность пассажиров и соблюдение правил безопасности пассажирами. В случае чрезвычайного происшествия бортпроводники отвечают за организацию выполнения чрезвычайных процедур и безопасную эвакуацию пассажиров. В полете бортпроводники обучены реагировать на чрезвычайные происшествия, такие как пожар в салоне, турбулентность, травмы пассажиров, декомпрессия самолета и иные угрозы. В дополнение к своим обязанностям в чрезвычайных ситуациях бортпроводники также предлагают сервис пассажирам во время полета. Выполнение полетов и техническое обслуживание производятся согласно международным и казахстанским стандартам качества и обслуживания.
- А есть ли какие-то особенные требования к персоналу, который нанимает компания?
- Безусловно, самые высокие требования предъявляются к экипажу самолета. Кроме этого, все остальные специалисты, которых мы нанимаем, должны обладать опытом и знаниями в своей сфере. Не всегда просто работать в молодой и растущей компании, тем более в такой сложной отрасли, как авиация, поэтому мы ожидаем от своих сотрудников значительного профессионального вклада в успех авиакомпании и готовность к постоянному обучению и совершенствованию.
- Давайте вернемся к вопросу безопасности и чрезвычайных происшествий, о которых вы также уже упомянули. Если учесть тенденцию прошлого и текущего годов, в самолетах стало происходить очень много ЧП, я имею в виду дебоширов, рукоприкладство по отношению к стюардессам и другие резонансные случаи, которые вам, конечно же, знакомы. Как вы расцениваете подобные ЧП?
- Конечно же, я отношусь к подобным ЧП негативно, и как руководитель авиакомпании, и как пассажир, который часто летает. Безусловно, во всех случаях мы действуем согласно законодательству Казахстана, а также международным авиационным стандартам. Также в рамках авиакомпании Qazaq Air мы разработали определенные процедуры, которые предусматривают все возможные случаи, которые могут произойти во время перелетов, с пошаговыми действиями сотрудников авиакомпании в подобных ситуациях. Хотелось бы отметить, что наша авиакомпания уделяет большое внимание качеству обслуживания пассажиров, наш обученный персонал на борту старается сделать полет приятным и удобным для пассажиров, поэтому на рейсах Qazaq Air пассажиры всегда очень позитивны. Во время полета предлагается холодное питание: снеки, а на более длинных маршрутах – бутерброды. Всегда прохладительные и горячие напитки, такие как чай и кофе. А вот алкоголь на рейсах Qazaq Air не предусмотрен, что тоже влияет на благоприятный полет.
- У вашей компании интересный слоган – «Соединяя казахстанцев» – и не менее креативный логотип, символизирующий 14 регионов страны. Значит ли это, что и в долгосрочной перспективе рейсы будут исключительно внутренними?
- Наша авиакомпания создана для осуществления региональных перелетов на территории Казахстана. Возможно, в будущем это будут полеты в региональные аэропорты в нашем регионе Центральной Азии и России, но в краткосрочной перспективе мы таких планов пока не строим, предпочитаем развивать маршрутную сеть внутри страны, чтобы охватить как можно больше регионов и городов Казахстана. Так как одним из основных направлений развития авиаперевозок внутри республики является предоставление услуг регионального авиасообщения между городами Казахстана, там, где в настоящее время пассажиропоток использует железнодорожный и автомобильный транспорт.
- И все-таки, каковы амбиции у Qazaq Air – вытеснить конкурентов и стать в этой сфере главным игроком?
- Все, чего мы хотим, это эффективно и качественно выполнять работу в своем секторе – региональных авиаперевозках. Наша цель – сделать так, чтобы казахстанцы выбирали перелеты самолетами Qazaq Air и чувствовали себя комфортно и безопасно, экономя при этом деньги и время. Пока у нас все получается. Добавлю, что в ноябре 2015 года мы планируем открыть новые направления: из Алматы и из Астаны в Талдыкорган. И мы очень надеемся, что данные рейсы будут также пользоваться спросом у жителей и гостей областного центра Алматинской области.