USD
522.63₸
-2.030
EUR
548.66₸
-1.550
RUB
5.07₸
-0.020
BRENT
72.98$
+0.090
BTC
101220.00$
-4767.000

Рашида Шайкенова: Гостиничный бизнес в кризис спасают хостелы

Рынок гостиничного бизнеса динамично развивается, говорит президент Ассоциации гостиниц и ресторанов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рашида Шайкенова: Гостиничный бизнес в кризис спасают хостелы- Kapital.kz

Долгих разговоров о стагнации и показателях со знаком «минус», характерных на фоне тяжелых финансовых потрясений, переживаемых представителями абсолютно всех сфер жизнедеятельности, с президентом казахстанской Ассоциации гостиниц и ресторанов Рашидой Шайкеновой не было. Последователь китайской философии, она полна оптимизма и уже называет ряд преимуществ, полученных гостиничным бизнесом в кризис. «Это время новых возможностей», - напоминает глава ассоциации. На чем основываются спокойствие и уверенность в светлом гостиничном будущем участников рынка, и каков он – рецепт выживания в кризис? Об этом Рашида Шайкенова рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.

- Рашида Рашидовна, в нескольких словах, как чувствует себя сегодня гостиничный бизнес Казахстана?

- Рынок динамично развивается. Свидетельством тому является приход к нам международных сетей. Это тенденции положительные. Понятно, что если мировые сети не видят перспективы в рынке, то и не придут к нам. Если рассматривать рынок детально, то есть сегмент «пятерок», и это в основном сетевые отели. Есть и наши местные «пятерки». Здесь тенденция такая, что сейчас очень много говорят в Казахстане о том, что не хватает отелей экономкласса. Сейчас мы видим, что этот сегмент есть, причем самый большой - отели без категории. И в рамках исследований, которые мы провели, мы обнаружили, что сегодня только в Алматы около 45 хостелов! И в принципе создаются условия для развития рынка. Правительство сделало безвизовым въезд для граждан 20 стран, то есть речь идет о туристах. Сегодня вообще, если говорить о сегменте туризма, то мы конечно, в первую очередь получаем деловых туристов. Ну а вот с безвизовым въездом этим летом мы увидели хорошую динамику. Понятно, что для туристов нужны свои средства размещения. Туристы – люди, которые платят из своего кармана, они, естественно, не останавливаются, за редким исключением, в чистом виде у нас ничего не существует, они не останавливаются в дорогих отелях. Поэтому очень востребованы хостелы, недорогие и в принципе отвечающие такому стандарту как кровать и завтрак – BedAndBreakfast. Ну вот примерно такая ситуация.

- И неужели, когда все вокруг говорят о тяжелых временах и применяют термин «выживание», в гостиничном бизнесе все благополучно?

- Ну почему, же, без проблем не обходится и здесь. Есть такие. К примеру, наши исследования по Казахстану показывают, что в связи с тем, что сертификация у нас добровольная, очень мало предприятий смотрят на наши стандарты и даже не представляют себе сами, к сожалению, вот такой мы видим не совсем профессиональный подход, не могут сами понять, что должно быть в соответствии со стандартами. Люди должны понимать, к какой категории принадлежит их отель, кто их потребитель, и отсюда зависит и компоновка в номере, и цена гостиничных услуг. Мы же сталкиваемся с тем, что, к сожалению, владельцы отелей не рассматривают стандарты как руководство к действию, и, конечно, это очень серьезно влияет на качество услуг. Второе – это сами стандарты, которые уже старые и отжившие свой срок. Мы неоднократно обращались в правительство с предложением разработать новые стандарты, потому что ситуация на рынке системно меняется и очень быстро, динамично меняется. И стандарты, которые должны соответствовать современным требованиям, должны носить рамочный характер, в то же время не ограничивать участников рынка, но давать им определенные понятия о том, как привязывать свое предприятие к определенным стандартам и формировать и количество услуг, и ценовое предложение, и так далее. Поэтому стандарты гостиничных услуг сегодня в Казахстане устарели. Сейчас мы получаем информацию и уже участвовали в обсуждении этого вопроса – вместо того, чтобы разработать стандарты, почему-то наши люди в стране, отвечающие за них, купили стандарты у Испании. Абсолютно очевидно, что это выброшенные деньги, потому что испанские стандарты – это их стандарты. И есть четкое понимание, что нужно столько же денег и столько же усилий, чтобы адаптировать эти правила к сегодняшний реалиям гостиничного рынка в Казахстане. Есть сегодня уже как средство размещения – юрта, есть как средство размещения гостевой дом в Казахстане, есть сегодня хостелы, которые в принципе могут перекликаться со стандартами других стран, но все равно есть и специфика казахстанского гостиничного рынка, что нельзя не учитывать. Ну и последнее, конечно, сегодня мы в стране очень много говорим о развитии туризма, но рассчитывать на иностранные инвестиции в этом сегменте, во всяком случае, сегодня, я думаю нельзя. Иссякает поток инвестиций, и очевидно почему. Потому что финансовая нестабильность в мире наблюдается. Поэтому нормальная ситуация, что инвестиций становится все меньше и меньше. В нашу внутреннюю инфраструктуру, конечно, могут вкладывать только наши казахстанские инвесторы. Ну а для того чтобы отечественные инвесторы вкладывались, конечно, нужны реальные законодательные преференции. И по земле, и по строительству, потому что понятно, что все, что будет использоваться при строительстве, будет привозиться из-за рубежа. Более того, чтобы оснастить это предприятие, нам тоже нужно будет все ввозить из-за границы. Поэтому, конечно, нужны реальные преференции, налоговые преференции, для того чтобы вызвать интерес у наших местных инвесторов.

- То есть привязка участников гостиничного бизнеса к доллару очень прочная? А значит, цены взлетели на услуги?

- Конечно. Вы сами, как потребитель, это чувствуете. Гостиничный бизнес – не исключение. Он живет и работает в Казахстане, и если на все другое взлетают цены, то здесь происходит то же самое. Они покупают те же продукты, тот же алкоголь, то же мясо, которое выросло в цене, они покупают те же моющие средства, они обновляют тот же текстиль. И так далее и так далее. Это абсолютно очевидно, что все взаимосвязано. Это круг, по которому мы все ходим. Здесь повысилось, значит, и у меня повысится. Если я стала тратить больше денег на порошок и мыло, я вложу эту разницу в цену за свои услуги.

- В процентном соотношении сколько составил рост цен в гостиничном бизнесе?

- Сейчас я не могу назвать эту цифру. Потому что картина разнородная. К примеру, в конце августа у нас прошла выставка KIOGE в Алматы, когда наши гостиницы получают большое количество гостей и вообще, когда проходят какие-то важные события, естественно, в этот период цены повышаются на услуги. Потом наступает период – мертвый сезон, лето проходит. Начинаются выставки сентябрьские, начало октября – это KITF - туристская выставка. И так по плану. Вообще, гостиница использует цену как маркетинговый инструмент, то есть в high season они повышают цены в более спокойные периоды, в затишье - снижают. То есть вы можете видеть одну цену на ресепшн, а когда начинаете бронировать и разговаривать, вы можете получить другую цену. Все это достаточно гибкая цена, но в то же время понятно, что держать стоимость в каких-то рамках, ниже себестоимости услуги, они, конечно, не могут. Потому что это налоги на землю, на недвижимость, социальные и так далее, это заработная плата сотрудников, это оснащение, это содержание. Естественно, что все закладывается в цену.

- Вы затронули тему событийного туризма, ваш прогноз относительно развития гостиничного бизнеса с проведением EXPO-2017 и Универсиады-2017?

- Гостиничный бизнес ждет с нетерпением этих событий, потому что они работают на загрузку отелей. Событийный туризм сегодня очень популярен, и он – один из реальных инструментов, обеспечивающих загрузку отелей, повторюсь. Мы уже сейчас наблюдаем рост строительства отелей. В Астане открылся недавно сетевой отель, в Алматы тоже открыли хороший трехзвездочный, наши предприниматели построили. Я уже сказала, что рынок динамично развивается, несмотря ни на что. Рынок не стоит на месте.

- А если сравнивать цены на гостиничные номера в Казахстане, со аналогичной стоимостью в других странах?

Очень много говорят о том, что у нас высокие цены, но это тоже достаточно условная вещь. Мы знаем Европу с немаленькими ценами, знаем курортные зоны с их дороговизной. Нас просто всегда рассматривают как страну, в которой нет особых ресурсов для потребителей, и поэтому у нас цены должны быть низкими. Почему? Мне непонятно. Очень часто и журналисты такие вопросы задают. Извините, это рынок, и каждый предприниматель, вкладывая свои средства, ждет возврата своих инвестиций. Другой вопрос, что наши предприниматели, которые строят отели, мало интересуются международными тенденциями в гостиничном бизнесе. До кризиса 2008 года мы говорили о сроке возврата инвестиций в гостиничный бизнес – это 5-7 лет. Сегодня мы уже говорим о 10-15 годах минимум, поэтому это такой долгоиграющий бизнес, когда ожидать быстрого дохода нельзя. Но в то же время цена за услугу не является тем, что помогает содержать предприятие. Это нужно понимать и всегда иметь в виду.

- Каков портрет современного клиента казахстанских гостиниц?

- Есть сегмент командировочных или людей, которые ездят с деловой целью. Это предприниматели, госслужащие, которые выезжают с профессиональной целью. И, конечно, сегодня в основном, большая часть клиентов – это казахстанцы. Еще с 2008 года этот сегмент делового туризма стал несколько уменьшаться, и мы заметили тенденцию, что компании как один большой сегмент потребителей для наших отельеров стали перемещать своих сотрудников на отели более низкой категории. Хостелы – это, конечно, иностранные туристы, молодежь, экономкласс – это как раз те командировочные. Что касается размещения в отелях высокой категории – это больше компании, авиакомпании, нефтяные, инвесторские предприятия, в общем, все те, которые имеют сегодня финансовые ресурсы.

- Можем ли мы тогда говорить о том, что в условиях кризиса отели экономкласса найдут свое развитие, а высокого класса, фешенебельные отели - будут переживать еще более глубокий кризис?

- Я думаю, что все будут подвержены кризису. Как говорят китайские мудрецы, это время новых возможностей. Абсолютно очевидно, что будет работа в новых условиях – это другие команды, новый менеджмент, поиски новых инструментов маркетинга, продвижения и так далее. Другими словами, как любой другой бизнес, гостиничный будет искать возможности уменьшения расходной статьи и повышать доходную.

- Спасибо вам за беседу!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.