USD
488.91₸
-0.450
EUR
532.62₸
-0.830
RUB
5.00₸
+0.010
BRENT
75.54$
+0.100
BTC
69472.90$

Мы хотим стать лидирующим оператором в сегменте передачи данных

Хикматулла Насритдинходжаев рассказал о том, чем ознаменован этот год для компании и рынка в целом

Share
Share
Share
Tweet
Share
Мы хотим стать лидирующим оператором в сегменте передачи данных- Kapital.kz

Подводя итоги уходящего года, «Капитал.kz» попросил Хикматуллу Насритдинходжаева, директора департамента развития массового рынка АО «Кселл», рассказать о том, чем ознаменован этот год для компании и рынка в целом.

- Какие события, произошедшие на телекоммуникационном рынке Казахстана в уходящем году, вы могли бы отметить?

- Одним из самых значимых событий 2014 года стал выход на мобильный рынок Казахстана четвертого полноценного GSM-оператора, что, несомненно, способствовало еще большему ужесточению конкурентной среды. Операторы также начали борьбу за удержание существующих абонентов, а это требует другого набора инструментов, другой стратегии и других навыков.

Ужесточилась конкурентная борьба между другими участниками рынка – ALTEL и Tele2, мы все были свидетелями их «схватки» в октябре 2014 года.

Еще одно важное событие для рынка в 2014 году – замедление экстенсивного проникновения мобильной связи. Проникновение мобильной связи в нашей стране приблизилось к тем цифрам, когда натуральный рост прекращается. Сейчас этот показатель варьируется от 160% до 180% в зависимости от подхода оценки операторами своих абонентских баз.

Рынок мобильной связи, выраженный в деньгах, за период с января по октябрь 2014 года растет. Но важно отметить, что замедляется рост в сегменте голосовых услуг, это очевидный факт, демонстрирующий, что мировые тренды характерны и для казахстанского рынка. Происходит перераспределение в сторону передачи данных, доход от голосовых услуг замедляет рост, а доход от передачи данных продолжает расти, и это долгосрочный тренд. Во-первых, потому что абонентов, которые пользуются мобильной передачей данных, на рынке все еще намного меньше, чем тех, которые такими услугами не пользуются. Это большая возможность для всех операторов. Во-вторых, есть очень простая корреляция между пользованием мобильной передачей данных и количеством устройств, которые поддерживают передачу данных. Чем больше смартфонов будет у наших абонентов, тем больше они будут пользоваться передачей данных, а значит, и доходы оператора будут расти.

Если говорить об итогах года для нашей компании, отмечу, что для нас уходящий год был очень насыщенным на события. Мы видим, что конкурентная среда снова изменилась, и мы совершенно спокойно на это реагируем, потому что выбираем конкурировать честно.

После продолжительного процесса разработки и тестирования мы запустили обновленный бренд activeи очень довольны результатами этого обновления, реакцией наших абонентов, которым понравился наш новый бренд и его визуализация.

Другое яркое событие для «Кселл» в 2014 году – старт официальных продаж iPhone. На сегодняшний день «Кселл» – единственный мобильный оператор в Казахстане, который является эксклюзивным партнером Apple по продаже и дистрибуции смартфонов iPhone в нашей стране. Это закономерный итог нашей многолетней работы.

Мы подписали прямой контракт и с другим лидирующим производителем смартфонов – компанией Samsung. Мы не могли оставить без внимания и ту часть нашей абонентской базы, которая предпочитает смартфоны на базе ОС Android. С 10 декабря мы официально продаем смартфоны Samsung в наших салонах связи.

И последний штрих: 16 декабря мы запустили официальные продажи смартфонов Lenovo, которые ориентированы на категорию абонентов со средним доходом. Ведь дорогие смартфоны могут позволить себе не все, поэтому нам важно заботиться и о тех абонентах, для которых важна доступность девайсов.

- Этот год запомнится еще и «баннерными войнами» казахстанских операторов. С одной стороны, вы сказали, что любите честно конкурировать, с другой стороны, все-таки подобные маркетинговые ходы ваших конкурентов достаточно провокационны. Какой стратегии в этом вопросе вы придерживаетесь?

- Почему-то не запоминаются более фундаментальные и важные для индустрии вещи, например, что мобильная связь – пожалуй, единственная из отраслей экономики, которая дешевеет с точки зрения стоимости пользования. Ведь стоимость минуты разговора или мегабайта интернет-трафика снижается каждый год. На этом фоне интересно слышать, что «баннерная война», которая продлилась всего несколько дней, запомнилась больше.

Скажу откровенно, что для нас было неожиданностью обнаружить рядом с нашим рекламным щитом такого рода троллинг. Тем не менее ничего драматичного в этом мы, как компания, не увидели. И кстати, этот баннер так же стремительно исчез, как и появился.

Другой вопрос, насколько такого рода маркетинговые активности являются этически корректными и обоснованными. Мы поддерживаем конкуренцию, так как считаем, что только честная конкуренция определяет сильнейшего, и это базовый закон экономики. Мы не увидели изменения в продажах. Более того, в обратной связи наши абоненты отмечают важную для нас характеристику – нашу высокую этическую позицию и то, что мы стараемся вести себя интеллигентно.

Сотовые операторы вкладывают в свою рекламу ровно столько, сколько необходимо, чтобы донести до абонентов основные преимущества предложений. Поэтому, вкладывая деньги в рекламные кампании, нужно отдавать себе отчет, что это средства абонентов, доверивших оператору свои деньги. И в первую очередь абоненты ожидают от своего оператора качественного, надежного сервиса по доступной цене.

- Говоря о конкуренции, конечно, нельзя не отметить, что сейчас у одного из игроков мобильно рынка есть явное конкурентное преимущество – возможность работать в стандарте 4G. Ожидалось, что остальные операторы смогут получить лицензию на развертывание сети 4G в 2015 году. Но недавно стало известно, что этот вопрос откладывается на несколько лет. Можете ли вы, как компания, что-то предпринять, чтобы форсировать решение этого вопроса?

- Действительно, сегодня на рынке лишь один оператор предоставляет услуги в стандарте 4G, но мы неоднократно обозначали свою позицию – при наличии лицензии мы готовы достаточно оперативно развернуть сеть 4G по всей стране. Говоря о том, что мы много знаем о 4G, я имею в виду богатый опыт нашего контролирующего акционера, компании TeliaSonera, которая является лидером запуска сетей четвертого поколения в Швеции и других странах Европы. Но когда «Кселл» получит лицензию 4G, я не знаю.

Вместе с тем я не считаю, что отсутствие 4Gдолжно препятствовать нашему дальнейшему росту. Во-первых, сеть 4Gвсе еще находится в процессе развертывания. Во-вторых, возвращаясь к вопросу устройств, реальность на сегодняшний день такова, что количество пользовательских устройств, поддерживающих4G, ограничено.

Таким образом, содной стороны, это очень важный вопрос для дальнейшего развития индустрии и страны в целом, и мы хотим участвовать в этом процессе. С другой стороны, мы ограничены в этом вопросе, и нам есть над чем работать с точки зрения существующих возможностей.

- А каков сейчас уровень проникновения смартфонов в абонентской базе «Кселл»?

 - В настоящее время этот показатель составляет около 30%, и мы стараемся ускорить проникновение смартфонов в нашей сети.

- Если вопрос получения лицензии на работу в стандарте 4G откладывается, то еще один знаковый для нашего мобильного рынка вопрос в следующем году все-таки будет решен. Я имею в виду внедрение услуги MNP. Вы как-то готовитесь к этому? Просчитывали ли вы возможный процент перетока абонентов?

- Мы очень трезво оцениваем ситуацию. С одной стороны, понимаем, что есть абоненты, которые пользуются услугами того или иного оператора из-за привязки номера. Для такой категории абонентов ввод MNP позволит безболезненно менять оператора. С другой стороны, основным драйвером выбора оператора является и будет являться качество услуг. Для нас важно, чтобы абоненты не были привязаны к нам только из-за номера, а оценивали качество услуг. Нам важно, что мы отличаемся в лучшую сторону с точки зрения качества услуг, предоставляем такой сервис или продукты, которые нельзя получить на рынке, а наш сервис настолько хорош, что абонентам не нужно думать о смене оператора.

Мы внимательно следим за мировой практикой, за тем, как процесс ввода MNP влияет на изменение количества абонентов у тех или иных операторов. В этом плане показателен и логически оправдан пример России. Наши рынки схожи, поэтому поведенческие особенности пользователей в целом тоже очень схожи. Так вот там MNP стала достаточно нишевой услугой, по данным Минкомсвязи России, на август 2014 года количество перенесенных номеров составило около 500 тыс., и это из более чем 239-миллионной абонентской базы. Но это не означает, что мы абстрагируемся от MNP. Это очередной вызов для нас, и я надеюсь, что мы достойно себя проявим.

- Несколько лет назад топ-менеджеры «Кселл» говорили о том, что одна из главных маркетинговых задач – уйти от представления о том, что Kcell – это самая дорогая мобильная связь. Остается ли это приоритетом вашей стратегии?

- С точки зрения конкурентоспособности эта стратегия актуальна. Если оперировать цифрами, наша эффективная стоимость минуты, то есть количество выговариваемых минут, деленное на сумму денег, оплачиваемую абонентами, очень низкая и сопоставима со стоимостью минуты, которая декларируется сейчас на рынке как самая низкая. На наш взгляд, мы не являемся самым дорогим оператором.

Наш приоритет – это качественный продукт и сервис, мы хотим, чтобы наше качество было лучшим на рынке. И второй приоритет нашей стратегии – доступный мобильный интернет. Мы хотим стать лидирующим оператором в сегменте передачи данных.

- А какую долю в общей структуре дохода сейчас занимает доход от передачи данных?

- Доля дохода от передачи данных в общем доходе растет ежегодно, этот рост опережает рост сегмента голосовых услуг, и мы прогнозируем, что рост продолжится.

- Как вы используете этот рост?

- Мы переориентировали наш фокус от голоса на мобильный интернет, и это подтверждается продуктами, запущенными в 2014 году. К примеру, наша новая продуктовая линейка «Все в одном», где абонент, подписываясь, платит в первую очередь за мобильный интернет, а минуты и СМС получает комплементарно. Так называемая дата-центричная модель с точки зрения продуктовой архитектуры является важным направлением нашей бизнес-модели.

Мы видим, что растет не только число абонентов, пользующихся мобильным интернетом, но также и объем трафика на одного абонента. Если год назад среднестатистическому пользователю было достаточно 500 мегабайт интернет-трафикав месяц, то сейчас этого объема не хватает. Это естественный процесс, уникальность интернета в том, что по мере использования потребность возрастает, и наша задача – обеспечить возможность увеличения потребления интернета, не ухудшая качество и оставаясь доступным с точки зрения стоимости использования. Если мы сможем правильно реализовать на эти вещи – сможем быть коммерчески успешными.

- А будут ли введены на самом деле безлимитные тарифы, а не условно безлимитные, когда скорость падает после достижения определенного порога трафика?

- Все относительно. У нас есть продукт «Интернет на год». Модель простая: абонент, подписываясь на тариф, платит 14 990 тенге и следующие 12 месяцев получает по 20 гигабайт ежемесячно. Или, к примеру, тариф «Все включено XL», когда абонент оплачивает 149 тенге в день и получает 3 гигабайта в сутки. Это, конечно, не полный безлимит, но я с трудом представляю, куда можно столько потратить.

- Как вы работаете в регионах? Есть ли там какие-то специальные предложения?

- В регионах мы работаем очень активно. Не потому, что хотим отличаться, а потому что понимаем, что географически Казахстан большой, и некоторые регионы сопоставимы с европейскими странами по территории и населению. В данной ситуации мы считаем, что правильнее не идти с одним универсальным продуктом по всей стране, а подходить к группе регионов индивидуально. Например, юг и северо-восток отличаются не только климатически, но и поведением абонентов. Соответственно, чтобы быть успешными в этих регионах, нужно иметь разные коммерческие стратегии.

В августе 2014 года мы запустили тариф «Пысык» для Южно-Казахстанской области, который был разработан с учетом региональной специфики. Очень важно понять, что нужно абоненту и его поведенческие особенности, чтобы попытаться отразить их в продукте.

- Как вы относитесь к идее отмены межстранового роуминга в рамках ТС?

- Этот вопрос давно обсуждается, и мы, как компания, не раз заявляли, что поддерживаем такую идею, потому что считаем, что данное изменение позволит абонентам более комфортно пользоваться нашими услугами вне Казахстана. Мы хотим, чтобы, выезжая в другие страны ТС, абоненты продолжали пользоваться мобильной связью. Но чтобы это эффективно заработало, нужен ряд изменений на уровне законодательства. И чем скорее вопрос будет решен, тем скорее появится возможность унифицировать роуминговые тарифы.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.