Как будет работать бизнес после 1 января 2015 года и какие проверки начнутся после завершения моратория? Эти вопросы в настоящее время волнуют практически всех предпринимателей. О новом формате проверок корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказал директор Палаты предпринимателей города Алматы Артур Котенев.
- 1 января 2015 года истекает срок действия моратория по проверкам государственными органами субъектов малого и среднего бизнеса. Что это означает?
- Меня как предпринимателя в первую очередь беспокоит окончание моратория, поэтому хотел бы сегодня поговорить об этом подробнее.
Прежде всего будет отменена практика плановых проверок. Это позволит кардинально пересмотреть формат проведения проверок и сократит количество требований к предпринимателям более чем на 30%. В качестве альтернативы проверкам планируется законодательно закрепить добровольное страхование перед третьими лицами. Также с 1 января 2015 года будет упрощена процедура ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства, на которую приходится почти треть всех проверок в стране.
Должен отметить, что в рамках реализации программы совершенствования налогового администрирования налоговая система вышла на качественно новый этап развития, близкий к международной практике. Особо подчеркну, что в настоящее время действуют системы управления рисками в планировании и организации налоговых проверок. Разработаны и утверждены критерии оценки степени рисков. Кроме того, данные нормы приведены в соответствие с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в РК».
- Расскажите предпринимателям подробнее об этом законе.
- Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» регулирует общие правовые основы госконтроля. Он защищает права и законные интересы лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль.
Что касается периодичности проверок, ее определяет система оценки рисков. Согласно вышеуказанному закону госорганы, в том числе налоговые, относят проверяемые субъекты к группам высокого, среднего либо незначительного риска. При высокой степени риска периодичность плановых проверок составляет один раз в год. При средней степени риска плановые проверки проводятся один раз в три года, при незначительной степени риска – один раз в пять лет.
- Вы упомянули о системе управления рисками. Как она работает?
- Именно система управления рисками (СУР) позволяет на уровне камерального контроля определять налогоплательщиков из категории риска, которые подлежат документальным проверкам в соответствии со статьей 625 Налогового кодекса. СУР также используется при налоговом контроле для подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, подлежащего возврату, и определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость.
- Безусловно, у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с необходимостью введения СУР. Расскажите о его преимуществах для развития предпринимательства, про определение критериев и методики расчета.
- СУР – это комплекс мероприятий для оценки вероятности неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могут нанести ущерб государству. СУР включает меры, которые применяют органы налоговой службы для выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля.
Суть этого нововведения состоит в том, что частота проведения налоговых проверок, а также применение права налогоплательщиков на упрощенный порядок возврата суммы превышения налога на добавленную стоимость, напрямую зависит от соблюдения налогоплательщиком налоговой политики. Если налогоплательщик имеет значительное число нарушений и минимальные расходы по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, такое предприятие будет проверяться чаще.
- Таким образом, СУР выстроена на основе присвоения определенного балла в зависимости от нарушений?
- Совершенно правильно. Отмечу, что эти баллы выявляются в автоматическом режиме в информационной системе с исключением участия человеческого фактора при формировании плана проверок.
Кроме того, в настоящее время утверждены критерии оценки степени рисков для частного предпринимательства по выполнению норм налогового и других законодательств, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.
- Для чего были разработаны эти критерии?
- Критерии разработаны для определения степени риска налогоплательщиков и отбора действующих налогоплательщиков в разрезе регионов для проведения плановых налоговых проверок. Отмечу, что данные критерии не распространяются на некоммерческие организации. К таковым относятся организации, работающие в социальной сфере, индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, и юридические лица, использующие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
В соответствии с рекомендациями Всемирного банка налоговые органы разработали баллы по критериям риска, которые суммируются для определения общего итога по всем критериям. Результаты общего суммарного итога по всем критериям риска используются для определения и дифференциации налогоплательщиков по степени рисков.
- Сколько всего существует критериев риска?
- Всего методика исчисления определила 7 критериев риска, которые и выявляют неблагонадежность налогоплательщиков.
Первый – это коэффициент налоговой нагрузки налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения коэффициента налоговой нагрузки.
Второй – осуществление сделок с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с предприятиями, регистрации которых признаны недействительными в судебном порядке, а также сделки без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.
Третий предполагает выписку счетов-фактур при представлении налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу или налогу на добавленную стоимость с нулевыми показателями или с расхождениями.
Четвертый критерий – это соотношение фонда оплаты труда к совокупному годовому доходу. Пятый – соотношение активов налогоплательщика к совокупному годовому доходу.
Шестой критерий. Если руководитель или (и) учредитель, индивидуальный предприниматель является руководителем или (и) учредителем бездействующих налогоплательщиков, лжепредприятий и предприятий, регистрация которых судами признаны недействительными, а также налогоплательщиков, сделки которых признаны без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность.
Седьмой критерий риска - это снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах два и более раз в году.
- По какому принципу проходит отбор налогоплательщиков для плановой проверки внутри группы риска?
- Отбор налогоплательщиков на проведение плановой налоговой проверки внутри одной группы риска осуществляется по принципам наибольшего совокупного годового дохода и наибольшей сумме присвоенных баллов. В случае одинаковых сумм баллов и дохода в план проверок включается налогоплательщик, имеющий наибольший непроверенный налоговый период.
Крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу, включаются в план налоговых проверок независимо от применения критериев оценки степени рисков. Их отбор проходит по налоговому периоду, не охваченному проверкой в течение четырех и более лет с приоритетом крупных налогоплательщиков, имеющих наибольший размер совокупного годового дохода.
На основании результатов мероприятий системы оценки рисков ежегодно составляется план проведения налоговых проверок. План утверждается приказом министра финансов Республики Казахстан и публикуется на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан до 25 декабря текущего календарного года.
- Что следует ожидать налогоплательщикам от нововведения?
- СУР, впервые введенная в налоговом законодательстве РК, позволит не только усилить контроль над предприятиями с высокими налоговыми рисками, но и уменьшить затраты времени на проведение налоговых проверок на местах и повысить их эффективность. Определение по СУР налогоплательщиков также станет объективным доказательством исполнения их конституционного долга.
В заключение отмечу, что действенность методов СУР обеспечит позитивность налогообложения, которое является подлинным отражением экономической и политической зрелости общества. Вместе с тем главным приоритетом в деятельности органов налоговой службы станет защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства.
- Назовите основные показатели работы Палаты предпринимателей города Алматы в уходящем году.
- Я как юрист уделяю особое внимание защите прав предпринимателей. В 2014 году мы рассмотрели 323 проблемных вопроса от представителей МСБ. По итогам рассмотрения этих обращений в пользу предпринимателей взыскано средств на сумму 520 млн тенге. В том числе мы отменили административные штрафы на сумму более 310 млн тенге, излишне наложенные 57 млн тенге налоговых обязательств и возвратили незаконно взысканные госорганами 142 млн тенге. Мы сняли незаконные аресты со счетов 7 предпринимателей и отменили 2 незаконно назначенные проверки субъектов МСБ.