На долю городов в будущем будет приходиться почти 90% роста мирового населения и 60% от общего объема потребления энергии. Но уже сейчас проблемой становится огромная нагрузка на стареющую городскую инфраструктуру, недостаточность средств для ее модернизации, загрязнение окружающей среды. Эти проблемы могут быть решены с помощью внедрения комплекса технических решений и процессов, объединенных в понятие «умный» город. Решения класса «умный» город уже работают во многих городах мира и приносят ощутимый экономический и социальный эффект. Когда такие технологии появятся в Казахстане и сколько будет стоить их внедрение в интервью «Капитал.kz» рассказал Лев Левин, директор компании Cisco по развитию бизнеса в России/СНГ.
- Что включает в себя понятие «умный город»?
- «Умный город» – это комплекс технических решений и процессов, основанный на подключении основных элементов инфраструктуры города, датчиков, видеокамер и системы электронных услуг к единой технологической платформе, что позволяет повысить качество жизни и безопасность горожан, улучшить эффективность работы городского хозяйства и служб, а также создать привлекательные условия для ведения бизнеса и развития инноваций. Все эти преимущества дополняются возможностью оптимизировать затраты и генерировать дополнительные источники дохода для города.
Интеграция на единой платформе является самым важным элементом создания умного города, т.к. она позволяет оптимизировать сбор, обработку информации из различных подсистем, повысить качество принятие решений службами города в режиме реального времени, а также - избежать создания дублирующей ИТ инфраструктуры различными департаментами города. К примеру, во многих городах сейчас существуют элементы системы «Безопасный город», куда входят видеокамеры, установленные по городу, программное обеспечение и системы передачи и обработки данных. Зачастую эти системы работают независимо от интеллектуальных транспортных систем города, управляющими транспортными потоками, светофорами и так далее. В результате, происходит дублирование элементов ИТ-инфраструктуры для разных подсистем: одна обеспечивает безопасность, другая оптимизирует движение транспорта.
видеопотоки системы безопасности города, данные сенсоров, которые определяют плотность транспортных потоков или загрязнение окружающей среды, количество людей на улицах и так далее - все эти данные интегрировались в единую систему.
- Пожалуй, самый известный «умный город» в мире это Барселона, по крайней мере, об этом городе известно больше всего. Это был ваш первый проект?
- Сейчас в мире несколько десятков крупных городов, в которых внедрены элементы «умного города». Это Барселона, Ницца, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Копенгаген, Гамбург и другие. Барселона выделяется тем, что там с самого начала был реализован по-настоящему комплексный подход, была создана концепция «умного города», все элементы работают без дублирования структуры. Это и освещение, общественный транспорт, парковки, вывоз мусора, городской wi-fi для жителей и для бизнеса, информационные платформы по обмену информацией для бизнеса. То есть это не традиционный «лоскутный» подход, когда отдельные элементы системы создаются независимо друг от друга, а потом происходят не всегда удачные попытки их интеграции в единое целое. В Европе Барселона и Ницца – наиболее эталонные города с точки зрения реализации комплексного подхода «умного города», в США несколько крупных городов, в которых реализован такой комплексный подход.
-А в странах СНГ уже есть подобные проекты?
- Да, в Москве и Казани уже реализованы элементы «умного города». В Москве действует система «Безопасный город», установлено 137 тыс. видеокамер, с помощью современной аналитики проводится ситуационный анализ потоков с этих видеокамер и при необходимости подключаются соответствующие службы. Например, если в метро человек стоит очень близко к рельсам, видеокамера это определяет и выводит изображение на монитор полицейского этой станции. Блок ситуационной аналитики является важной составляющей комплексоного решения, т.к. 137 тыс. видеокамер ни один человек не сможет обработать, там применяются средства автоматизации, которые позволяют проводить ситуационный анализ и направлять действия правильных служб.
Еще один элемент «умного города», реализованный в Москве – Интеллектуальная транспортная система. По всему городу расположены 6,5 тыс. специальных датчиков, которые измеряют плотность транспортного потока на различных участках улиц, вся информация собирается в одном центре обработки данных и в зависимости от ситуации принимаются решения по управлению светофорными объектами, по ограничению скорости на определенных участках дороги в определенное время суток и так далее. В долгосрочном периоде на основании полученных данных будет планироваться более глубокая реорганизация движения - какие улицы лучше сделать односторонними, на каких необходимо добавить полосы и так далее. Эта система функционирует уже несколько лет и является одной из наиболее продвинутых в мире.
В Казани также реализована система видеонаблюдения «Безопасный город», просто в меньшем масштабе, чем в Москве. Этим летом были запущены пилотные площадки с городским wi-fi и ситуационным видеонаблюдением в Парке Горького. Также в школах установлены специальные комплексы по предоставлению доступа в интернет для учащихся школ. В рамках реализации в республике программы «Электронное образование» в образовательных учреждениях Татарстана были массово внедрены решения Cisco. Данный проект имеет особое значение для дальнейшего развития сотрудничества компании с образовательными учреждениями РФ. Власти Татарстана решили создать электронные классы практически во всех школах этого региона, предоставив ученикам и учителям доступ к электронным учебным материалам. Такой подход дал также возможность внедрить новые образовательные методы, когда педагог со своего компьютера ведет урок, управляя подачей контента на системы, используемые учащимися. К июлю 2013 г. новые компьютерные классы были созданы в 1500 образовательных учреждениях Татарстана, причем грамотное построение сети обеспечило возможность ее дальнейшего роста без увеличения операционных затрат.
Сейчас мы запускаем пилотный проект «Умный автобус», в них будет wi-fi и специальные мониторы, на которые выводится не просто реклама, а информационные сообщения в зависимости от того, где в данный момент находится автобус. К примеру, если автобус проезжает мимо торгового центра, то на экран будет выведена информация о скидках в этом торговом центре. На остановках также оборудуются экраны, которые позволяют получить информацию для пассажиров, к примеру, как доехать из точки А в точку В на общественном транспорте за наименьшее время с учетом транспортной ситуации в городе.
Мы подготовили комплексное предложение по созданию умного города в Казани по аналогии с Барселоной. Несмотря на немалый объем инвестиций, необходимых для реализации такого комплексного подхода, все элементы, все услуги «умного города» являются самоокупаемыми. В Казани окупаемость проекта составляет менее 4 лет, примерно 3, 5 года при достаточно высокой внутренней ставке доходности – около 25%. В такие проекты можно привлекать частных инвесторов, создавать государственно-частное партнерство. Инвесторы будут возвращать свои деньги, нагрузка на бюджет города будет минимальна, город будет платить ежемесячные платежи за использование инфраструктуры, совсем не обязательно тратить капитальные многомиллионные затраты на покупку и строительство.
- Какие элементы «умного города» будут внедрены в Астане? На какой стадии находятся переговоры по этому вопросу?
- В Астане очень большой потенциал интеграции отдельных элементов в одно целое, мы работаем над подготовкой предложения по созданию «умного города» в Астане и проведению ЭКСПО-2017. Были проведены несколько встреч с руководством ряда компаний и организаций, в том числе с нашим якорным партнером по проектам «умных городов» NortexLink, а также с Транстелекомом, EXPO 2017, КазПочтой, НИТ, и другими. На этой неделе в Астану планирует приехать Мэттью Смит, глобальный руководитель Cisco по развитию бизнеса индустриальных решений, в том числе «умного города».
В Астане планируется внедрить комплексный подход, в нем будут представлены интеллектуальные транспортные системы, системы безопасный город, общественный транспорт, железные дороги, парковки, мусор, освещение и ЖКХ. Последние два элемента системы «умный город» позволяют в кратчайшие сроки получить очень большой экономический эффект. Стоит тометить, что потери от аварийных ситуаций, утечек электроэнергии или тепловой энергии, либо их несанкционированного отбора составляют от 30 до 40% от общего объема энергоресурсов. Внедрение наших интеллектуальных систем учета и мониторинга позволяет не менее чем на 80% снизить такие потери, экономия получается существенная. Можно получить позитивный эффект и для окружающей среды.
На примере Казани мы отработали стандартный подход для города-миллионника. Взяли все наши глобальные примеры реализации таких проектов, все финансовые показатели и каждый в отдельности адаптировали к нашим условиям. Сейчас у нас есть, с одной стороны, концепция создания умного города в условиях СНГ, с другой стороны - техническая архитектура этого города. Для таких решений недостаточно иметь только оборудование Cisco, необходимо иметь систему партнеров, которые являются экспертами в отдельных областях и которые производят либо исполнительные устройства, либо специальные системы по автоматизированному у правлению технологическими процессами. В Казани такая экосистема партнеров уже существует, также у нас уже есть понимание каким образом такая экосистема партнёров могла бы выглядеть в Астане, для того, чтобы реализовать такие решения. Третий элемент концепции «умного города» для Астаны - финансовая модель, адаптированная под условия СНГ.
Развитие партнерства с руководством страны является очень важным. В таких проектах, мы демонстрируем, что мы не просто ИТ-компания, производящая сетевое оборудование, наша стратегия намного шире. На примере проектов в других странах у нас есть возможность встречаться и обсуждать с руководством госкомпаний и министерств не столько технические вопросы по оборудованию, сколько концепциюразвития города или региона, бизнес модели для инвесторов, для чего это нужно государству, сколько это будет стоить, как привлечь инвесторов.
- Это один из самых важных вопросов. Так сколько это будет стоить?
- Такие проекты на город-миллионник в комплексном исполнении могут стоить от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов с точки зрения капитальных затрат. Окупаемость проектов составляет примерно 3,5 года, то есть они являются привлекательным для частных инвесторов. Кроме того, сервисная модель может существенно повысить привлекательность проекта для государственного бюджета.
-В Астане проект также будет финансироваться через государственно-частное партнерство?
- Мы еще не достигли таких договоренностей, надеемся более конкретно обсудить это в ходе нашего визита в Астану.
- Насколько, в сравнении с другими странами СНГ, Казахстан и Астана в частности готовы к таким инновациям?
- Проект «умного города» в Барселоне позволил создать 44 тысячи рабочих мест, примерно1,5 тыс новых компаний, экономику города получила 3,1 млрд евро дополнительного ВВП. Мы говорили об инвесторах и окупаемости, но влияние реализации такого проекта на город существенно больше. Этот проект подстегнет привлечение квалифицированных кадров, которые останутся там жить, это позволяет придать дополнительный импульс развитию экономики. В Астане проблему нехватки кадров можно решить созданием регионального центра инноваций, привлечением квалифицированных специалистов со всего мира, которые останутся сдесь жить, а также повышением квалификации выпускников ВУЗов и дополнительными возможностями для повышения квалификации существующих специалистов .
Внедрение комплексного орешения «умный город» также повлияет на качество образования: нами разработаны комплексы, которые позволяют повысить качество учебного процесса, в университетах есть возможность устанавливать системы, которые записывают лекции и позволяют студентам не просто дистанционно учиться, а пересмотреть лекции еще раз из дома или общежития. В Университете Сан-Хосе в Калифорнии такая система была установлена несколько лет назад и позволила повысить качество образования и успеваемость на 30-40%.
- А будут ли внедрены элементы системы «умный город» в Алматы?
- Мы проводили встречи и обсуждали перспективы проекта «умный город» с представителями мэрии Алматы. Основной приоритет проекта умных решений в Алматы направлен на транспорт, мониторинг окружающей среды, безопасность, спортивные сооружения.
- А в какие сроки начнется реализация этих проектов, при условии, что все переговоры пройдут успешно?
- Если все переговоры пройдут удачно, мы можем начать проекты в Астане, связанные с ЭКСПО, уже ранней весной. По Алматы сроков пока нет, это будет зависеть от руководства города, мы готовы сделать все максимально быстро. Объективно подготовка и реализация таких проектов часто занимает больше года, потому что это комплексные решения, требующие много согласований с разными департаментами, но если инициатива исходит от руководства города, процедуру согласования можно провести достаточно быстро.
Приведу пример – руководство городов Гамбург и Копенгаген, недавно приняло решения создавать у себя комплексные «умные города», не проводя длительных пилотных проектов и испытаний, полагаясь исключительно на практику реализации в других городах Европы, в частности в Барселоне. Дело в том, что если затягивать процесс внедрения решений «умного города», которые уже проверены в реальных городах с технологической, экономической и социальной точек зрения, отставание от существующих «умных городов» будет только увеличиваться. Также технология не стоит на месте и откладывая массовое внедрение современных решений, становится все сложнее (и дороже) адаптировать существующие системы города к общемировым стандартам.
В ближацйшие десятилетия, в мире будет преобладать следующая тенденция: за привлечение квалифицированных кадров основная конкуренция разворачивается не между компаниями, а между городами. Чтобы город был конкурентным по привлечению квалифицированных специалистов, удержанию жителей и улучшению качества жизни, системы и проекты по развитию «умного города» становятся критически необходимы.