Год назад в интервью нашему изданию президент и генеральный директор Tele2 АВ Матс Гранрид заявил о том, что оператор планирует завоевать треть казахстанского рынка. О том, насколько Tele2 Казахстан близок к достижению этой цели, почему, согласно финансовой отчетности, оператор теряет в абонентской базе и что спровоцировало слухи о продаже казахстанского актива «Капитал.kz» рассказал Никлас Сонкин, исполнительный вице-президент и директор Tele2 по Центральной Азии и Евразии.
- В 2011 году, говоря о выходе Tele2 на казахстанский рынок, вы заявляли, что обрушите цены и «взорвете» рынок. Как вы можете оценить итоги работы Tele2 Казахстан на сегодняшний день?
- С того момента, как мы вышли на казахстанский рынок, мы можем констатировать, что тарифы на сотовую связь в среднем снизились на 50%. Это один из самых главных факторов нашего воздействия на рынок.
Другой важный показатель – это рост бизнеса, который выражается в доле рынка компании по выручке. Этой статистике мы можем доверять, потому что она не подвержена никаким колебаниям. Мы начали нашу долю по этому показателю с 1% в 2010 году, а прошлый год завершили с долей в 10%.
- Достаточно активно набрав за первые годы работы аудиторию абонентов, сейчас, судя по отчетам, вы испытываете период определенной стагнации?
- Около года назад мы поменяли методику расчета количества абонентов. Вот почему в наших отчетах вы видите существенное снижение абонентской базы. Но количество активных абонентов, которые всегда на связи, постоянно увеличивается. Кстати говоря, наши конкуренты также провели корректировки показателей, вот почему из-за этих изменений в отчетности у всех операторов есть снижение показателей по абонентской базе. Кроме того, оценивать деятельность компании можно по финансовым показателям, например, по уровню общей выручки, которая также демонстрирует постоянный рост.
- А в связи с чем была изменена методика подсчета абонентской базы?
- Это связано с тем, что мы хотели быть более консервативными, чтобы наша политика в сфере подсчета абонентов в Казахстане совпадала с нашей политикой подсчета абонентов в других странах.
- В своем интервью нашему изданию в 2013 году генеральный директор Tele2 АВ Матс Гранрид говорил о том, что цель компании – треть казахстанского рынка в течение нескольких лет. Насколько успешно осуществляется эта задача?
- Мы работаем над этим. Я считаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы завоевать треть казахстанского рынка. Но подчеркну, что мы никогда не называли точной даты, когда это произойдет, потому что ситуация зависит от многих факторов. К примеру, от ситуации на конкурентном поле, или от сроков внедрения услуги переноса номера, а мы надеемся, что это произойдет уже через год. За годы нашей работы в Казахстане мы увидели немало изменений в регуляторной среде, позитивно повлиявших на развитие телекоммуникационного рынка, но тем не менее еще необходимы активные действия, скажем, по дальнейшему снижению ставок интерконнекта.
- Не является ли отрицательным фактором в достижении этой цели выход четвертого игрока в GSM-сегмент?
- Для нас это не было сюрпризом. Выход четвертого игрока в GSM-сегмент – это не такое экстраординарное событие. К примеру, в Швеции действуют 4 оператора, в России тоже больше, чем 4 игрока. Поэтому для такой страны, как Казахстан, это естественная ситуация. Нам нравится конкурировать, для нас это интересная задача – привлекать абонентов в таких условиях.
- Одной из самых амбициозных задач Tele2 Казахстан был выход на положительные значения EBITDA. Какие теперь задачи будут стоять перед компанией?
- Наша основная задача – увеличить рыночную долю в количестве абонентов, а также с точки зрения доходов. Очень важная задача – выйти на положительные значения свободных денежных потоков (Free Cash Flow). Пока мы не говорим о конкретных датах. Обычно после того как достигаются положительные значения EBITDA, требуется полтора года для того, чтобы выйти на положительные значения в потоках наличности. Это является нашей следующей финансовой задачей.
- По ощущениям от рекламной, маркетинговой стратегии в последнее время компания стала менее агрессивной на рынке, не видно какого-то «вызова». Это связано со сменой задач?
- Мы всегда стремились к тому, чтобы открывать новые горизонты, для нас не было никакого намерения вдруг стать такими скромными. Наша стратегия не изменилась – мы стремимся к амбициозным целям. Мы всегда считаем очень важным компонентом конкурентные цены на все направления, прежде всего на голосовую связь. Tele2 всегда будет оставаться лидером рынка по ценовому показателю. Но и не только в этом. Сейчас мы номер два на рынке по объему передачи данных.
- Если говорить о голосовых услугах, понятно, что их популярность падает. Набрала ли передача данных в структуре доходов компании достаточную критическую массу, чтобы вводить безлимит на голос?
- У нас есть подобного рода комплексные bucket-планы в некоторых странах, например, в Швеции – это наиболее лидирующий рынок. Мы готовы представить подобного рода услуги и в Казахстане тогда, когда сам рынок и абоненты будут к этому готовы. Смещение распределения трафика от голосового в сторону передачи данных - это глобальный тренд, который связан в том числе и с уровнем проникновения смартфонов на рынке. Пока проникновение смартфонов находится в Казахстане на низком уровне, хотя тенденции здесь позитивные. Что касается безлимита, то, например, в регионах у нас запущена услуга «Безлимит внутри сети», по условиям которой клиенты могут разговаривать с другими абонентами Tele2 без ограничений за минимальную абонентскую плату. Похожие условия у абонентов недавно анонсированного тарифа «Еще дешевле».
- Недавно премьер-министр РК Карим Масимов заявил о том, что платежная система Казахстана будет развиваться на базе сотовых телефонов. Как вы считаете, насколько это близкая перспектива? Готовы ли вы как оператор к внедрению таких технологий?
- Мобильные платежные системы являются очень интересной сферой. Здесь есть большое количество решений и приложений. Одно направление заключается в том, чтобы использовать мобильные устройства для оплаты услуг третьих лиц. Второе – чтобы проводить микроплатежи через мобильные устройства.
Рынки разных стран отличаются друг от друга с точки зрения того, какие именно мобильные платежи там востребованы и какова зрелость, готовность банковского сектора к таким инновациям. Мы будем наблюдать за развитием ситуации в Казахстане, у группы компаний Tele2 есть очень большой опыт и объем знаний в этом направлении. Когда рынок будет готов, когда мы будем видеть конкретные запросы со стороны клиентов в Казахстане, то будем готовы быстро развернуть эти услуги здесь.
- Если говорить о долгосрочных тенденциях, по вашему мнению, в каком направлении будет развиваться отрасль? Это будет эпоха «интернета вещей», всеобщей подключенности, или телекоммуникационный сектор будет сливаться с банковским и развиваться в направлении мобильных финансовых услуг?
- Всегда очень сложно говорить о будущем. Сейчас мы видим очень сильный тренд роста количества данных, быстрыми темпами растет количество смартфонов. По моему мнению, эти тенденции будут продолжаться. В будущем мы увидим большее количество устройств, имеющих выход в интернет, они будут являться связующим звеном со всем спектром услуг, доступных через интернет. Здесь только наше воображение может поставить какие-то рамки.
Мобильные финансовые услуги – тоже одна из важных тенденций, однако я не думаю, что может произойти какое-то слияние отраслей, но банковские услуги бесспорно будут доступны с мобильных устройств. Телефон можно будет использовать в качестве кошелька, пульта для телевизора, люди просто не смогут жить без мобильных устройств!
- Я не случайно спросила вас именно о слиянии с банковским сектором. На рынке не один год, особенно после продажи актива холдинга в России, ходят слухи о том, что Tele2 Казахстан также может быть продан. Есть даже предположения о том, что это может быть один из банков.
- Мы имеем очень серьезные обязательства и намерены развивать наш бизнес здесь, потому что Казахстан является очень важным столпом роста для всей группы компаний Tele2. У нас нет никаких планов уходить с этого рынка.
В России у нас была конкретная причина для продажи бизнеса – там у нас не было лицензии на передачу данных. В Казахстане у нас такая лицензия есть, поэтому ситуация здесь абсолютно другая. Мы не уйдем с этого рынка!