Прошел год с того момента, как «АТФБанк» сменил акционеров. Прошлый год банк закрыл с прибылью и планирует сконцентрировать свои усилия на развитии малого и среднего бизнеса (МСБ). Несмотря на то, что «токсичные» кредиты в середине прошлого года составляли половину ссудного портфеля, банку за год удалось улучшить качество займов. О том, планирует ли «АТФБанк» продавать свои плохие кредиты и где он намерен брать ресурсы для капитализации с «Капитал.kz » поделился глава «АТФБанка» Энтони Эспина.
- С момента приобретения ТОО «KNG Finance» (ранее «КазНитрогенГаз») прошел год. Цена, на которой сошлись ТОО «KNG Finance» и бывший акционер «АТФБанка» UniCredit, приблизилась к собственному капиталу «АТФБанка» на момент сделки – к $400 млн. В мае 2013 года экс-глава «АТФБанка» Ромео Коллина заявил, что если экономика Казахстана будет восстанавливаться, в особенности в секторе недвижимости, то новые владельцы «АТФБанка» смогут вернуть ту цену, которую они заплатили за банк, в течение года. Окупились ли уже вложения ТОО «KNG Finance», не жалеют ли новые акционеры о своем приобретении?
- Начну с того, что решению о приобретении «АТФБанка» новым акционером предшествовал период, который я бы назвал «ознакомлением с активом». Команда специалистов изучала банк, его внутренние бизнес-процессы, насколько это было доступно. На основе этого анализа оценивался потенциал банка. Поэтому, приступив к руководству, новый менеджмент уже имел достаточное представление о том, что из себя представляет «АТФБанк» с позиции бизнеса и с позиции аккумулирования прибыли. Мы прекрасно понимали сильные и слабые стороны этого актива. Кроме того, часть новой руководящей команды составили люди, уже много лет проработавшие в банке и прекрасно знающие те детали, которые на тот момент еще не успели увидеть новые члены команды.
За прошедший год с момента заключения сделки в банке многое изменилось. Мы проделали действительно большой объем работы, хотя на самом деле только начали реализовывать все поставленные цели. И говорить об окупаемости вложений пока рано. Однако совершенно ясно, что банк – это долгосрочный актив. Нужно четко понимать, что его приобретали не для того, чтобы перепродать через год по более выгодной цене. Мы серьезно намерены развивать бизнес «АТФБанка». На протяжении нескольких месяцев наша команда работала с международными консультантами над долгосрочной 5-летней бизнес-стратегией банка. Ее финальный вариант буквально на днях был окончательно утвержден. Скоро об основных нововведениях узнают наши клиенты и партнеры. Фактически, эта стратегия – наш инструмент для работы на рынке. Поэтому свою мысль я закончу словами, которые произносил год назад – мы купили хороший банк. «АТФБанк» – это однозначно выгодная долгосрочная инвестиция.
- Г-н Эспина, что изменилось в банке с того момента как ТОО «KNG Finance» подписало договор с группой UniCredit о приобретении «АТФБанка»? С какими трудностями вы столкнулись после того как стали возглавлять банк?
- Сегодня, спустя год как я руковожу «АТФБанком», могу уверенно сказать, что никаких непреодолимых проблем на пути развития банка не оказалось. Впрочем, мы были в этом уверены с самого начала. Мы знали, что покупаем хороший работающий банк, с отлаженными внутренними механизмами и с отличной командой. При том, я всегда отмечаю, что сотрудники «АТФБанка» – это особенно ценный ресурс, поскольку многие из них имеют опыт работы по международным стандартам. Благодаря этому трудностей внутри банка с точки зрения менеджмента не было. Вместе с тем нельзя не признавать, что ряд факторов осложняют задачу развития «АТФБанка». К счастью, такие факторы – не неожиданность. Я говорю главным образом о доле «токсичных» кредитов в портфеле банка. Над этим мы работали весь год. Сокращение объема неработающих займов остается актуальной задачей для «АТФБанка» и на сегодняшний день. Мы продолжаем двигаться в данном направлении.
- Ранее вы говорили, что для «АТФБанка» МСБ будет являться ключевым сектором, на котором банк будет концентрировать свое внимание. Не поменялись ли планы? Почему именно этот сектор? Что привнес банк нового в развитие сектора МСБ в Казахстане?
- Я вообще часто отмечаю важную роль предпринимательства в экономике страны. Совсем недавно, в середине апреля, я участвовал в церемонии подписания кредитных соглашений с ФРП «Даму», где тоже говорил о важности и своевременности поддержки предпринимателей в Казахстане. МСБ был всегда важным для «АТФБанка». Вообще, я предпочитаю называть клиентов – партнерами банка. Наши партнерские отношения с блоком МСБ – это важный приоритет. Ориентированность банка на этот сектор совпадает с общей линией государства по поддержке казахстанских предпринимателей. В частности, сейчас мы работаем над созданием отдельных предложений по продуктам лизинга. И целевая аудитория в данном случае, конечно же, МСБ. Хочу также отметить роль фонда «Даму». «АТФБанк» стремится всегда активно работать по всем программам фонда. Самым последним результатом нашего сотрудничества стало подписание кредитного соглашения на 7 млрд тенге, о чем я упомянул ранее. На поддержку предпринимателей в сфере обрабатывающей промышленности из Нацфонда выделено 100 млрд тенге, 7 млрд тенге из которых смогут получить клиенты нашего банка через кредиты.
Если говорить в целом о том, почему «АТФБанк» работает с МСБ и стремится быть активным в этом сегменте, то исходить нужно из глобального видения. Наверняка вы знаете, что в крупнейших развитых странах мира МСБ составляет основу экономики: это и крупнейший работодатель, и крупнейший налогоплательщик. В Казахстане хорошим примером этому является Алматы. Ведь именно налоги, которые платят алматинские предприниматели, составляют основу городского бюджета. Это, на мой взгляд, системный пример, и все регионы Казахстана постепенно придут к такому же соотношению. Конечно же, в стране всегда будут крупные корпорации, промышленные гиганты, однако МСБ определенно будет ведущей экономической силой в перспективе.
- В прошлом году вы говорили, что процентные ставки не будут основным инструментом в борьбе за клиента при кредитовании МСБ. Придерживаетесь ли вы в настоящее время такой стратегии? Насколько она показала свою эффективность?
- Знаете, я в принципе убежден, что процентные ставки сами по себе не являются эффективным инструментом для конкуренции. И это касается не только кредитования МСБ. Все банки в Казахстане работают на одной и той же платформе и по одним и тем же правилам, которые устанавливает регулятор. Минимальная ставка, которую может предложить банк, зависит напрямую от стоимости фондирования. Источники фондирования, в свою очередь, у большинства банков одни и те же, что в результате делает стоимость фондирования примерно одинаковой. Соответственно особенно активно «играть» на пониженных ставках просто не имеет смысла. Кроме того, повторюсь, серьезную поддержку МСБ оказывает государство через ФРП «Даму». Ведь по госпрограммам банки получают достаточно дешевое фондирование, и, соответственно, кредитуют МСБ по очень привлекательным ставкам. Поэтому у казахстанских бизнесменов сегодня есть широкий выбор, под какой процент и на каких условиях кредитоваться. Если исходить из того, что процентные ставки по кредитам везде примерно одинаковые, особую важность обретают другие факторы, такие как льготный период погашения, качество и скорость обслуживания, дополнительные опции, репутация банка.
- По данным регулятора, практически половину ссудного портфеля «АТФБанка» составляют проблемные кредиты. Как сегодня это влияет на банк?
- Как я уже говорил, уровень токсичности нашего портфеля – это на сегодняшний день основной фактор, осложняющий нам задачу развития банка. Тем не менее на текущий момент банк по-прежнему считает, что неработающие кредиты не нужно продавать. Сейчас банк возвращает «плохой» портфель, используя другие доступные инструменты. Признаюсь, это очень кропотливая работа: поднимаются клиентские досье, кредитные истории, проводится детальный анализ по каждому случаю. Везде, где это возможно, мы пытаемся реанимировать конструктивные отношения с заемщиком. Это, на самом деле, самый выгодный для банка вариант. К слову, за прошедший год нам удалось снизить количество неработающих кредитов с 50% до 44%.
- А на каком этапе в банке накопилась эта «критическая масса» неработающих кредитов?
- Более 95% наших сегодняшних проблемных кредитов появились в банке до 2008 года. Все дело в том, что главной причиной, повлиявшей на ухудшение качества ссудного портфеля «АТФБанка», стал финансовый кризис 2008 года. Последовавшая в феврале 2009 года девальвация тенге тоже повлияла, хотя и в меньшей степени. В 2008 году предыдущие владельцы банка UniCredit Bank Austria AG только приступали к делам. Первый вызов, с которым они столкнулись – это неспособность многих заемщиков банка обслуживать свои кредиты из-за ухудшения экономической ситуации в стране в целом. При этом UniCredit справилась с ситуацией, достаточно оперативно внедрив в работу новые подходы. В итоге просроченные займы, накопившиеся после 2008 года, – это только 3% от всего объема неработающих кредитов в банке.
- Ранее в СМИ проходила информация, что «АТФБанк» в 2013 году снизил объем проблемного портфеля, вернув более 74,6 млрд тенге. Насколько эта цифра реальна? Какую сумму займов банк уже возвратил по своим проблемным кредитам с момента приобретения «АТФБанка» ТОО «KNG Finance»? Планирует ли банк создать организацию по управлению сомнительными активами (ОУСА)?
- Эта цифра верна. Более 74,6 млрд тенге из всего объема «токсичного» портфеля были возвращены «АТФБанком» в 2013 году. Если вы сравните данные по рынку, то увидите, что это лучший результат по возвращению просроченных займов среди казахстанских банков. Фактически, это результат 7-8 месяцев, поскольку работа стартовала в мае, после смены акционера. В этом году команда банка работает также усердно. Конечно, у нас большие планы на этот год. Практика показала, что при всей своей масштабности они вполне реализуемы. И эта цифра – объем возвращенных в банк денег – важный для меня лично результат. Что касается возможности создания ОУСА, мы действительно рассматриваем такую возможность. В настоящий момент рабочая группа обобщает результаты аналитической работы в этом направлении. На основе этого будет принято решение о целесообразности создания ОУСА.
- Как недавняя 20%-ная девальвация тенге повлияла на банк?
- Падение курса тенге по отношению к иностранным валютам стало определенной проверкой для казахстанских банков. Как я уже говорил, девальвация 2009 года оказала негативное влияние на ссудный портфель банка. Вместе с тем это стало уроком, после которого предыдущие акционеры внедрили принципы консервативной политики кредитования в валюте. В частности, перед выдачей валютного кредита банк требовал от клиента подтверждение дохода в иностранной валюте. Я как человек, возглавляющий новую команду управленцев, полностью поддерживаю такой подход. Благодаря нему прошедшая в текущем году девальвация не оказала негативного влияния на «АТФБанк».
Для нас на тот момент было важно обеспечить клиентам бесперебойный доступ ко всем банковским услугам. И с этой задачей мы справились. Утром 11 февраля изменились условия для всего рынка. Мы мгновенно перестроились и продолжили работу в обычном режиме уже по новому курсе тенге.
- Наблюдалась ли в вашем банке после девальвации конвертация тенговых вкладов в валютные? Как выглядела валютная структура депозитного портфеля банка до девальвации и после корректировки курса?
- Мы не наблюдали массовой конвертации. Я думаю, люди прекрасно понимали, что должно пройти некоторое время до того момента, как новый курс тенге стабилизируется, и поэтому не спешили конвертировать валюту. Цифры по нашему депозитному портфелю прекрасно иллюстрируют этот процесс. Например, на 10 февраля 2014 года 46% депозитного портфеля «АТФБанка» составляли вклады клиентов в тенге и 56% – в иностранной валюте. На конец месяца – 28 февраля 2014 года соотношение несколько изменилось в пользу валютных депозитов: 41% вкладов в тенге и 59% – в инвалюте. Однако на конец апреля соотношение составило уже 43% и 57% соответственно. Видно, что тектонических изменений в валютной структуре депозитного портфеля не произошло.
- Как вы думаете, будут ли вкладчики переводить свои депозиты из тенге в иностранную валюту?
- Что касается прогнозирования будущего поведения вкладчиков, то я также не думаю, что стоит ожидать активной конвертации депозитов в иностранную валюту. Тем более что с повышением ставок для физических лиц по депозитам в тенге населению стало еще выгоднее держать вклады именно в национальной валюте.
- Г-н Эспина, а насколько «АТФБанк» в настоящее время готов к переходу к стандартам «Базель-III»?
- «АТФБанк» традиционно придерживается принципа тесного сотрудничества с регулятором. Мы находимся в постоянном контакте с Нацбанком, отвечаем всем текущим требованиям и внутри банка ведем подготовительную работу над тем, чтобы соответствовать требованиям регулятора и в будущем. И это позволяет нам с большой уверенностью прогнозировать, что банк не будет испытывать трудностей в выполнении нормативов «Базель-III».
- Недавно глава Нацбанка озвучил, что регулятор планирует к 2019 году увеличить минимальное требование по собственному капиталу для банков с 10 млрд тенге до 100 млрд тенге. Сейчас собственный капитал «АТФБанка», по данным КФН, достиг 69 млрд тенге. Планирует ли банк увеличивать капитал за счет чистой прибыли, которая по итогам 2013 года составила 1,8 млрд тенге, либо банк воспользуется ресурсами акционера?
- Решение о повышении требований по достаточности собственного капитала вполне ожидаемое и давно обсуждалось участниками рынка. К увеличению минимальных требований мы также готовы, тем более времени достаточно. Новая бизнес-стратегия «АТФБанка» позволит докапитализироваться в ближайшие годы за счет прибыли. Также отмечу, что в случае необходимости акционер выражает готовность инвестировать дополнительные средства. Кроме того, надо иметь в виду, что регулятором оценивается регуляторный собственный капитал, который включает помимо собственного капитала еще и резервный капитал. На сегодняшний день регуляторный собственный капитал «АТФБанка» составляет 89 млрд тенге. Исходя из этих цифр, вы сами можете видеть, что для «АТФБанка», с его масштабами бизнеса, привести свой собственный капитал в соответствие с требованиями регулятора к 2019 году – вполне рядовая задача.
- Как вы считаете, какой будет банковская система в далеком будущем?
- Думаю, что будущее за глобальными и универсальными институтами. Во-первых, люди в будущем, конечно, гораздо реже будут ходить в банки, если не перестанут туда ходить вообще. И дело не в том, что банковские услуги станут невостребованными. Просто получить их можно будет одним движением пальца по экрану смартфона. Вообще, это все пока довольно сложно себе вообразить. Быть может, стандартное банковское обслуживание, когда клиент приходит в банк и контактирует с менеджером, станет «экзотикой». Но если клиенты все-таки будут посещать банки, им непременно нужны будут сразу все возможные финансовые услуги «в одном пакете». Я думаю, большинство людей будут выбирать себе банк и доверять ему ведение всех своих финансовых дел. И такие времена, я считаю, должны настать довольно скоро.