Повышение налогов может сказаться как на казахстанском бизнесе, так и на простом населении. Увеличение ставок на транспорт, жилье, землю, алкоголь и табак может привести к негативным последствиям. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказала Вера Капацина, партнер ТОО «AngelsNikaAdvisory».
- Недавно Правительство внесло в Мажилис проект поправок в кодекс «О налогах и других платежах». Прокомментируйте, пожалуйста, эти поправки. Поддерживаете ли Вы эти поправки? Считаете ли Вы поправки в закон ожидаемыми?
- Изменение в налоговом законодательстве происходят раз в год. Конец года у нас обусловлен ажиотажем вокруг предлагаемых изменений в Кодекс. Поправки, которые раньше вносились в налоговый кодекс, были достаточно полезные для бизнеса. Эти изменения открывали новые аспекты, помогали решать какие-то старые проблемы.
В этом году ожидали такого же рода поправки в Кодекс. Всех «приятно» удивил тот пакет, который мы увидели. Мы не наблюдаем таких значимых технических вещей, которые бы помогали бы бизнесу жить. В сложных сферах налогообложения ничего не поменялось. Все поправки свелись к одному – к увеличению ставок налогов для населения. Сейчас эти поправки воспринимаются бизнес-сообществом и казахстанцами негативно, потому что мы будем платить больше налогов.
Все зависит от государства, и понятно, что необходимо собирать деньги в бюджет. Я думаю, что должен быть баланс между интересами фискальных органов и реальным бизнесом, и людьми, которые в этой стране живут. Государство имеет право поднимать налоги, но к этому необходимо подходить мудро. Возможно, сегодня удастся получить в бюджет несколько миллиардов, а завтра можно потерять, потому что в страну никто не приедет. Мы опасаемся, что налоги будут увеличиваться. Это первые ласточки ужесточения налоговых ставок.
- К чему может привести повышение налогов на акцизы?
- Если государство объявляет о повышении ставок на акцизы, то очевидно, что данное бремя ляжет на потребителей. Ни один из производителей не будет за свой счет платить этот налог, а включит его в цену. На наш профессиональный взгляд, изменение ставок акцизов однозначно приведет к увеличению цен. Насколько подорожание соответствует тем целям, которые ставит государство, это большой вопрос.
Например, многие говорят, что если поднимут цену на табачную и алкогольную продукцию, то наше население будет меньше курить и употреблять спиртное. Чтобы воплотить это в реальность, нужно очень постараться. Такого рода кампании в Казахстане должны быть комплексными и масштабными, начиная с детских садов и школ. Насколько это повлияет на оздоровления населения это еще неизвестно, потому что анализа никакого не проводилось.
Я не думаю, что повышение цены вызовет снижение спроса на алкогольную и табачную продукцию. Напротив – алкоголь употребляется в Казахстане дешевый, не все могут позволить себе качественный. Если цены поднимаются, то вторым этапом мы будем ждать рост кустарного производства. Алкоголь и табак четко и быстро реагируют на любое ужесточение со стороны государства.
Следующий аргумент, который я слышала в пользу повышения налогов, был таков: что в связи с нахождением Казахстана в Таможенном союзе и в Едином экономическом пространстве (ЕЭП) надо поднимать ставки до уровня России. Меня такие заявления несколько ставят в тупик, поскольку они экономически не обоснованы.
Здесь позволю сделать небольшую ремарку. В 2011 году в Москве была встреча трех премьер-министров – Масимова, Путина и Мясниковича, на которой они объявили о создании ЕЭП. Тогда мы были в составе казахстанской делегации. Представители трех стран в один голос говорили о конкурентоспособности стран. Никто не говорил об одинаковых ставках, акцизах. Каждый премьер отметил, что у нас есть общая внешняя политика, цель – снизить внутренние барьеры между странами. Но поскольку государства независимые, они оставляют за собой право устанавливать свои ставки.
Если Казахстан может позволить себе НДС 12%, то Россия – нет. И бизнес заинтересован в Казахстане. Повышение ставок должно всегда смотреться в макроэкономической перспективе, сверху и в комплексе. Этот пакет изменений затянет пояса. Существующие адекватные налоговые ставки будут иметь тенденцию к увеличению.
- Давайте перейдем к возможному увеличению налога на транспорт. Что ожидать здесь?
-Законодатель говорит о том, что необходимо повысить налог на автомобиль в зависимости от объема двигателя. Причина – простое повышение налога. Дело не в том, как вы эту шкалу разобьете внутри, а в том, что ставку увеличивают. Вторым объяснением стало то, что автомобили с таким объемом двигателем являются предметами роскоши. В Законе нет критериев, которые бы четко указывали на то, что такое роскошь.
Есть автомобили с объемом двигателя меньше 3 тыс. кубических см, которые стоят полмиллиона долларов. Есть такие марки и это не редкость. Существуют популярные автомобили в Казахстане, Toyotaили Nissan, им по 10-15 лет и объем двигателя больше 3 тыс. кубических см. Разве это предмет роскоши? Национальный автомобиль, можно сказать.
Когда задаешь этот вопрос налоговикам, они отвечают, что не могут отталкиваться от чего-то другого, кроме как от объема двигателя. Мы рекомендуем отталкиваться от первоначальной цены автомобиля, либо от рыночной стоимости. Объем двигателя – это далеко не показатель роскоши.
- Министерство экономики и бюджетного планирования поддержало предложение партии «Нур Отан» по налогам на «роскошь», таким образом, правительство не будет поднимать налог на транспорт с объемом двигателя от 3 до 4 литров.
- Мы с Вами можем об этом сказать только тогда, когда после сената документ поступит к президенту. Обсуждения идут горячие, вся общественность против поднятия ставок. Если с повышением налога на акцизы есть большой шанс, что все уйдет в теневую экономику, то с транспортом поделать ничего нельзя. Поэтому других вариантов не будет.
- Раннее отмечалось, что отмена льгот на транспорт фактически ликвидирует популярную схему уклонения от уплаты налогов, когда престижные автомобили оформлялись на пенсионеров (инвалидов, участников Великой отечественной войны). Согласны ли Вы с тем мнением, что в Казахстане будут уклоняться от налогов?
- Не согласна с этим заявлением. Во-первых, инвалидов и участников ВОВ можно по пальцам пересчитать. Во-вторых, я удивлюсь, если все престижные автомобили оформлены на пенсионеров. Не бывает такого, потому что машины оформлены и на юридических лиц, и на бизнесменов. В нашей практике мы не встречали, чтобы все автомобили были оформлены на инвалидов или участников ВОВ. Если задастся целью найти причину, то вы найдете их тысячи.
- Как будет производиться оценка имущества, земельных участков?
- Очень просто. Так, у нас есть базовая стоимость жилья, которая определяется государством. Например, стоимость квадратного метра составляет – 30 тыс. тенге. Жилье выросло в цене и соответственно, государство не упустило такую возможность, и базовая стоимость жилья была увеличена в 2 раза. Теперь, если поправки примут, стоимость квадратного метра будет 60 тыс. тенге. Общая площадь умножается на 60 тыс. тенге. Такое бремя ложится на население.
Если говорить о земельных участках, то будут учитываться только неосвоенные участки. Многие площади загорожены забором. Законодатель говорит о том, что эти участки будут облагаться налогом.
- В каком случае сделка признается недействительной?
- Например, бизнесмен решил продавать под брендом Макдональдс. Ему нужно разрешение от хозяина на право продавать и предоставляется лицензия. С предпринимателем заключают договор, согласно которому он обязуется выплачивать $1000 в месяц. У нас в законе есть требования зарегистрировать такой договор в уполномоченных органах. Но не все об этом знают. Регистрация может занять пару месяцев.
А пока этот бизнесмен работает и платит свою аренду американскому хозяину. Потом его договор могут не зарегистрировать в уполномоченных органах или потребовать изменения. В Законе говорится о том, что если бизнесмен не зарегистрировал договор, то это приведет к тому, что сделка признается недействительной.
Какие последствия для бизнесмена в этом случае? Эту $1000, которую платит предприниматель за свою аренду, не разрешат отнести на расходы. То же самое касается НДС. Мы полагаем, что здесь идет бюрократически-формалистский подход. То есть предприниматель зарегистрировал договор или нет.
Какая разница? Сам факт отсутствия этой бумаги с подписью лишает предпринимателя расходов. Мы полагаем, что сделка может быть признана недействительной. Но тогда на самом деле она должна быть недействительной. Тогда у бизнесмена не должно быть торговой марки и платить за аренду он не обязан.
Вместе с тем в правительстве обсуждают возможное введение НДС на авансовые платежи. Например, если бизнесмен продает какой-либо товар или услугу, он сразу же выставляет сразу же счет на предоплату для своего клиента. Теперь такие счета хотят облагать НДС. Это ломает всю структуру налогообложения и бухгалтерского учета. Это налог на то, что еще не совершилось.
Существуют некоторые риски: компания, предоставляющая услуги или товары может закрыться, услуга может быть не оказана, или клиент может отказаться или передумать.
Сегодня счет вместе с НДС оплачивает клиент только после получения товара или услуги и это правильно.