USD
447.40₸
-1.490
EUR
477.55₸
-0.380
RUB
4.76₸
BRENT
87.29$
-0.320
BTC
64703.80$
+1167.900

Как выйти из ловушки недоразвития экономики

Директор Института экономической политики РК Каирбек Арыстанбеков перечислил необходимые для этого шаги

Share
Share
Share
Tweet
Share
Как выйти из ловушки недоразвития экономики- Kapital.kz

Общая экономическая ситуация в Казахстане стабильная, утверждают представители экономического блока правительства. Уже сделано несколько заявлений о необходимости повышения прогноза по росту экономики, однако, несмотря на это, даже официальная статистика продолжает фиксировать падение реальных доходов населения. Токсичным можно назвать и положение финансового сектора, особенно в банковской сфере. Можно ли перезагрузить казахстанскую экономику, какие механизмы для этого существуют, окажут ли положительный эффект снижение фискальной нагрузки и запуск недавно озвученных социальных инициатив. Об этом «Капитал.kz» поговорил с директором Института экономической политики РК Каирбеком Арыстанбековым.

Социально-экономические ножницы

Безусловно, наблюдается оживление экономики, улучшение ряда макроэкономических показателей страны. Между тем по итогам 2017 года в Казахстане впервые появились так называемые «социально-экономические ножницы» правительства Бакытжана Сагинтаева. Их суть заключается в том, что в зарубежных странах и в странах с рыночной экономикой при достижении экономического роста происходит «однонаправленное» движение основных макропоказателей. Например, если есть прирост ВВП, то растет и занятость населения, параметры заработной платы и т. д. Вопреки распространенным представлениям, в 2015—2017 годы в Казахстане наблюдалось на редкость разнонаправленное движение базовых макропоказателей. И это заметно при оценке ВВП и среднедушевого денежного дохода населения. Так, при росте ВВП у нас одновременно продолжает падать уровень заработной платы в реальном выражении. Такое разнонаправленное движение происходило только в бывшем СССР.

На мой взгляд, выход экономики из кризисных тенденций обеспечен, а выход «социалки» из кризисного кругооборота — все еще нет.

Кругооборот проблем в Казахстане

Предварительные результаты социально-экономического анализа позволяют выявить следующие негативные явления в социальной сфере.

Первое: несоответствие жизненно важных социальных стандартов уровню экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством прожиточный минимум составляет около 28 тыс. тенге. Прожиточный минимум определяется правительством на основании расчета потребительской корзины. В состав потребительской корзины Казахстана входит всего 43 наименования товаров и услуг, в то время как в странах с низким уровнем душевого ВВП этот показатель значительно больше: в Грузии — 288, в Украине — 296. В соседней России — 156.

Второе: социальная деградация определенных слоев населения. В Казахстане образовалась сфера застойной бедности, охватившая ряд регионов, моногородов, сельских территорий, а также зону самозанятости населения. Вопрос даже не в низких доходах и случайных заработках, а в отсутствии перспективы, вертикальной мобильности. При существующей ресурсной базе мобильность не появится даже с учетом компенсаторов — программ ДКБ-2020, «Занятость-2020», «Агробизнес-2020» и других. Последствия — эмиграция граждан за рубеж, маргинализация общества. Часть людей, которые не хотят смириться с этим уделом, уходят в религиозный экстремизм или в криминал.

Третье: состояние преступности с участием безработных. Так, по информации генпрокуратуры, за 2013−2017 годы по стране ежегодно выявляются в среднем 85−95 тыс. лиц, совершивших преступления. Среди них около 75−80% - это трудоспособные безработные.

Четвертое: формирование «полицейско-силовой» модели государства. Несмотря на принимаемые меры по реформированию правоохранительной службы, Казахстан продолжает оставаться в первой двадцатке стран мира по количеству полицейских (на 100 тыс. человек). Меры по вхождению республики в число 30 развитых стран в экономике должны сопровождаться реформами правоохранительных органов.

Пятое: уход ряда финансово-промышленных и транснациональных компаний из сферы национального и юридического контроля. В сырьевых и энергетических секторах продолжается процесс транснационализации экономики. Это может привести к монопольному использованию и неэффективному перераспределению ключевых экономических ресурсов. Их уход из госконтроля подтверждается тем, что незаконная утечка капиталов из страны идет, прежде всего, в офшорные зоны.

С другой стороны, в 2017 году около 18 компаний незаконно удерживали за пределами страны $12,5 млрд за рубежом. Это противоречит валютному законодательству страны и дестабилизирует состояние платежного баланса. В их числе «КазМунайГаз» ($3 млрд), РД «КазМунайГаз» ($2 млрд), «Азиатский газопровод» (свыше $1 млрд) и т. д. Причем это официально озвучено главой государства.

Шестое: в силу нехватки ресурсов и разнонаправленного движения макропоказателей подавляющее большинство населения вынуждено постоянно обращаться в коммерческие банки за кредитами. Результат — образование токсичных активов и регулярная их чистка (выкуп) за счет средств Национального фонда.

Необходимо разорвать этот замкнутый круг и обеспечить своевременный выход страны из «ловушки недоразвития».

Дилемма Нацбанка

Я считаю, что денежная власть Казахстана оказалась перед сложной дилеммой: управление и подавление инфляционных процессов — с одной стороны, и достижение высоких темпов экономического роста — с другой. Для обеспечения роста ВВП крайне важно поднять уровень кредитования в экономике, однако эта задача становится частично выполнимой, в том числе из-за необходимости массированного изъятия денег регулятором из оборота. По нашей оценке, львиная доля свободных средств сосредоточена в ценных бумагах Минфина, свыше 7 трлн тенге, и различных нотах Нацбанка, около 13 трлн тенге. Кроме того, этот тренд сопровождается неэффективной работой фондового рынка страны. Иными словами, то, что отметили, — это состояние и картина денежного предложения.

Теперь обратим внимание на денежный спрос в экономике. Несмотря на то, что банковский сектор получает господдержку длительное время по двум каналам — низкая ставка налогообложения и выкуп токсичных активов Нацфондом, — он не стал главным источником инвестиций для экономики. К примеру, по оценке НПП РК, свыше 1,1 млн предпринимателей все еще нуждаются в реальном кредитовании.

Рецессии в промышленности нет

По данным Бюро экономического анализа США, под рецессией понимается падение или снижение показателей промышленности в течение 6 месяцев подряд. Что касается нашей страны, такое явление пока не наблюдается. Это означает, что рецессии в промышленности нет.

Не совсем рыночная экономика

Инициатива по значительному сокращению фискальной нагрузки для уязвимых слоев населения правильная и своевременная. Однако наши проблемы лежат в другой плоскости: не работают и нарушаются базовые принципы рыночной экономики. К примеру, налоги не должны подавлять экономическую деятельность, но в Казахстане высокий уровень теневой экономики — свыше 23% к ВВП; законы должны соблюдать все субъекты, но продолжается незаконный отток капиталов из страны; все субъекты должны находиться в одном правовом режиме, но объем льгот, предоставленных отдельным субъектам, достигает 1 трлн тенге; право собственности священно, но у нас все еще происходит рейдерство; частная собственность лучше, чем государственная, но удельный вес госпредпринимательства превосходит аналогичный показатель в других странах, активы квазигоссектора достигают 45% ВВП; раздача незаработанных денег аморальна и разрушительна, но из-за налогово-бюджетной политики мы создали две группы регионов: регионы без экономической мотивации и регионы-иждивенцы.

Как перейти от стратегий к результатам?

Когда обсуждался проект стратегии «Казахстан-2025», в нем участвовали околоправительственные и приправительственные организации, а также аффилированные эксперты. К примеру, мы не были приглашены для обсуждения проекта этой стратегии. Тем не менее после нескольких раундов обсуждений стратегия была одобрена и утверждена. На мой взгляд, неважно, как прописана стратегия, важно, как достичь поставленных целей и индикаторов. Известно, что она будет реализована за счет инструментов системы госпланирования. Однако опыт за 2010−2017 годы показал, что в этой системе есть ряд нерешенных проблем:

— во-первых, слабо взаимоувязаны системы экономического, стратегического и бюджетного планирования, не завершен процесс внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;

— во-вторых, первоочередные шаги и меры, предусмотренные в программных документах, не получают должного отражения в стратегических планах госорганов;

— в-третьих, отдельные компоненты стратплана (например, функциональные возможности, управление рисками) все еще носят формальный характер;

— в-четвертых, действующая система внутреннего финансового контроля не отвечает требованиям международной практики. Там она предусматривает предупреждение и профилактику нарушений вместо выявления и наказания за допущенные нарушения.

Другими словами, сначала нам надо четко разобраться с инструментами и механизмами достижения поставленных целей, ясно проработать систему госпланирования.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.