АндерСон в Алматы, или Бизнес с детской душой
АВТОР

06.02.2015 • 12:05 9839

АндерСон в Алматы, или Бизнес с детской душой

Как открывать бизнес после девальвации, рассказал Азамат Сейтбеков

В конце декабря 2014 года в Алматы открылось детское заведение, которое работает по франшизе московской сети семейных кафе и кондитерских «АндерСон». Алматинское представительство стало 15-м в списке. Как открывать бизнес после девальвации, рассказали управляющий партнер Азамат Сейтбеков и коммерческий директор сети Евгения Кузнецова.

fb98bdbdd33acecc53cabd4dfaa.jpg

- Начнем с вопроса о том, чья была идея открыть представительство в Алматы. Кто был инициатором: москвичи или это исключительно ваша идея?

Азамат Сейтбеков: Началось с празднования дня рождения сына. Тогда я жил и работал в Москве. Мы выбрали «АндерСон». Смутило, что кафе пришлось бронировать за 1,5 месяца. Это было осенью 2013 года. Сразу отметили высокий сервис, качество, приемлемые цены и наполняемость. Праздник вдохновил не только сына, но и меня, мне сразу захотелось открыть такое же заведение в родном городе. Пришли с предложением в «АндерСон», договорились и в январе 2014 года начали искать помещение. Согласование и поиск были долгими. То нам не нравилось, то Москва не утверждала. Почти год потратили на оформление, переоборудование помещения, подборку персонала. Открылись мы, конечно, в не самый подходящий момент – декабрь 2014 года. Опасения были. Во-первых, банкетный период, в основном взрослым не до детей, корпоративы, праздники, мероприятия – все готовятся к Новому году. Второй фактор – каникулы у школьников, поэтому большинство могли уехать из страны, из города. И третий фактор, который тоже настораживал, – усиленные разговоры о кризисе.

- Вот тут хотелось бы остановиться подробнее. Ведь все рестораторы как раз и боятся кризиса. Официальная Астана также объявила режим экономии. Вы как-то учитывали этот экономический фактор в своем бизнес-плане? Что думаете делать, как будете рассчитываться по франшизе?

Азамат Сейтбеков: Кризис – явление цикличное, неизбежное в экономике. Мы внимательно отслеживаем события в России. Я думаю, так тяжело, как им, нам не будет, все-таки санкции очень сильно сказываются на российской экономике. Единственное, что может существенно нас задеть, – это спад цены на нефть, который повлечет за собой сокращение госбюджета, снижение роста ВВП и доходов населения. И мы, разумеется, имеем на этот случай альтернативный план бизнес-развития. То есть, резюмируя тезис о влиянии российского кризиса на нас, могу сказать, что нас это не заденет в таком же объеме – это первое. Второе, мы – кафе семейное, то есть ориентированное на взрослую аудиторию, которое хочет прийти со своими детьми, отдохнуть. Наш народ свято чтит семейные традиции, у нас детей стараются, если не баловать, то хотя бы отмечать им дни рождения. День рождения ребенка ценен для любой семьи. Если себе можно в чем-то отказать, то ребенку вряд ли. И, наконец, мы не настолько высоки по цене, не хай-класс, мы – кафе среднего уровня со средним чеком около 5000 тенге, а во время кризиса страдают те заведения, где средний чек начинается от 6000 тенге. И действительно, следуя логике эластичности спроса, люди будут экономить на тратах в дорогом сегменте. Можно отказать себе в чем-то элитарном, но вовсе отказаться от развлечений и вкусной и красиво оформленной еды будет затруднительно.

223ca0ef6f5d0932b36cdf3d514.png

Я считаю, что в контексте отдыха и развлечений девальвация преимущественно ударит по выездному туризму и импорту. И здесь есть несомненный плюс – эти люди останутся в стране и по прошествии определенного периода снова начнут тратить деньги уже внутри Казахстана. Если им сделать хорошее предложение, они будут отдыхать здесь – по невысоким ценам. В этот период как раз больше шансов развивать местный туризм, все равно потребность в отдыхе будет высокой.

Я оптимист и поэтому верю в свой бизнес. Надо быть готовым к любому повороту. Конечно, мы имели свой бизнес-план, в том числе и тот, который работал на территории России. Первый непредвиденный поворот – это увеличение капитальных затрат. Изначально мы планировали вложить в бизнес одну сумму, потом поняли, что наши расходы увеличиваются. В итоге вместо положенных $650 тыс. мы вложили $850 тыс.

Мы работаем всего 1,5 месяца, поэтому пока не могу сказать, что окупили все затраты на капитальные расходы. Операционные затраты уже полностью отбиваем и имеем некую прибыль. Есть также выплаты согласно франчайзинговому договору. К сожалению, я не могу озвучивать сумму, мы подписали договор о неразглашении, но это мировая практика, когда платится взнос, потом процент от прибыли или по договоренности. Не менее чем 1,5 года должно пройти, по моим подсчетам, чтобы вернуть все капитальные затраты.

- Что главное при подборе персонала? Как сложно найти профессиональных и опытных сотрудников в сфере обслуживания?

Азамат Сейтбеков: Я считаю, что лучше сразу привлекать профессионалов, которые дадут тебе решение, помогут и подскажут, дабы избежать ненужной траты времени и денег. Поэтому мы и пошли путем покупки франшизы.

Персонал набирали в 3 этапа: сначала HR-скрининг, потом собеседование со мной, дегустация основных блюд и в завершение – интервью с Москвой. Так мы отбирали топ-менеджмент – директора, шеф-повара, шеф-кондитера, банкетного менеджера. Все они прошли стажировку в Москве, причем трое являются гражданами РК. В кухне главное – душа и тепло, которое вкладывает в свои блюда и произведения повар. На сегодняшний день у нас работает небольшой штат, 50 человек. Сложно, конечно, найти качественных официантов. Потому что именно эта профессия у нас в Казахстане не считается престижной, к ней относятся как ко временному заработку, и, безусловно, сложно приходится не только нам. Но у нас есть еще дополнительные требования к официантам: они должны уметь находить общий язык с ребенком – нашим главным гостем. Поэтому отбор идет очень тщательный. Нет культуры сферы обслуживания, из-за чего происходит текучка кадров. Главное же делать это с душой, например, в Париже можно встретить официанта в возрасте 40-45 лет и выше, который с гордостью рассказывает о том, какой вилкой есть, каким ножом резать и с удовольствием покритикует тебя или даст совет. У нас с этим сложно. Мы, конечно же, приветствуем предыдущий опыт работы, но, если его нет, то по крайней мере человек должен быть шустрым, должен обладать логикой и харизмой. Стараемся мотивировать при приеме, показываем карту развития, путь, который он может пройти. Сначала он новичок, потом младший официант, затем просто официант, старший и так далее вплоть до топовых позиций. Московский опыт показал, что несколько директоров ресторанов дошли до своей позиции начиная с официантов. Плюс меняется денежная мотивация – начинают, например, с 6%, а потом в зависимости от того, как работают, и процент будет расти.

 - Учитывая, что открытие пришлось, по сути, на январь, так называемый мертвый сезон для ресторанов, были ли у вас простои? Наблюдался ли спад активности в будни? Не стали вы кафе выходного дня?

Евгения Кузнецова: Мы не кафе выходного дня, это точно. Если посмотреть на статистику, то дни рождения у населения равномерно распределены по всему году, и вопреки расхожему мнению нет заметных всплесков, приходящихся на те или иные месяцы. У нас не бывает простоев в выходные дни в плане детских банкетов. Мы отказались от корпоративных мероприятий, не хотели потерять своего посетителя в погоне за быстрой прибылью, нам нужна лояльная аудитория, которая выбрала нас. Два банкетных зала работали без простоя весь январь, несмотря на вроде бы сезонное затишье, а перед Новым годом и сразу после него у нас был аврал, иногда даже кухня не успевала обслуживать. Наплыв был большим, выстраивались очереди не только из посетителей, но и желающих заказать в нашей кондитерской. Интересно, что наши кондитерские изделия стали пользоваться огромным спросом. Мы выводим выпечку в отдельный бизнес, так как пошли заказы от партнеров, и теперь на повестке дня стоит увеличение мощности кондитерского цеха. Вопрос с посещаемостью в будни мы также пытаемся решать – предлагаем завтраки и комплексные обеды. Помимо этого в будние дни проводим различные ивенты по семейной тематике, а также кулинарные мастер-классы.

4df9f6556d550a5cef8d0237107.jpg

Евгения Кузнецова

- Чем вы отличаетесь от других заведений, ресторанов, кафе? Насколько я понимаю, в Алматы много разных заведений, где можно отдохнуть компанией с детьми?

Евгения Кузнецова: Наше отличие во многом! Мы прилагаем все усилия, чтобы родители приходили отдыхать, а дети – развлекаться. Для этого предлагаем концепцию «три в одном» – ресторан, детская площадка и анимационная служба и кондитерская. Наша цель не зарабатывать на спиртном, и ценовая политика очень жесткая – мы намеренно подняли цены на крепкие алкогольные напитки, они в два, иногда и в три раза выше, чем во многих двугих заведениях Алматы. Все делаем, чтобы создавалось ощущение семейной атмосферы. На винную продукцию у нас цена средняя, потому что это не крепкие напитки. То есть те, кто пришел выпить, не остаются сидеть и выпивать. Мы не лишаем их возможности выпить, но при этом наказываем рублем, хотите выпить – пейте! Но помните, что это вредно и дорого. Политика семейных кафе. Компоты, морсы у нас домашние – они недорого обходятся, но вредные газированные напитки стоят дорого. Для сравнения: цена стакана газированного напитка равна цене фреша. Тем самым мы продвигаем политику здорового образа питания. Были нарекания по кухне, но это по большей части из-за того, что мы не ожидали такого потока посетителей. Кроме того, по настоятельным рекомендациям наших посетителей нам пришлось немного отклониться от технологических карт Москвы – добавили специй и сделали блюда чуть более жирными.

Над детским досугом мы долго не думали, взяли московский пример и также адаптировали под наших деток. Они главные гости в нашем кафе. Перед тем как запускать программы с аниматорами, мы отправили всех аниматоров на обучение. Ведь ребенок – главный критик, и к его мнению, желанию всегда прислушиваемся в первую очередь. Наша задача – научить детей добру, вежливости в форме игры, не навязывая какие-то конкретные правила, вовлекая детей – непосредственных участников событий. Например, если взять мастер-классы, по сути, это 1,5 часа творчества. Мы – кафе со здоровым меню, поэтому пиццу в нашем меню вы не встретите, но дети с удовольствием испекут ее сами и заберут домой. Для такого «нездорового» процесса мы придумали героев-пиратов, которые в процессе приготовления непременно упомянут, что злоупотреблять пиццей вредно.

 - Есть ли у вас маркетинговый план? Как о вас узнают? Кому доверяете больше – ТВ, радио, онлайн? Перед Новым годом вы накормили много журналистов, блогеров, PR-специалистов, рестораторов – вы потратили много средств на так называемых лидеров мнений, окупились ли ваши затраты?

Азамат Сейтбеков: На данном этапе мы применяем эффект сарафанного радио, и это очень хорошо и продуктивно работает. У нас были билборды, анонсы, также мы рекламировали елки для детей, которые мы тут проводили.

Мы организовали вечера лидеров мнений. Вот тут-то и начало работать то самое сарафанное радио, когда знаменитые блогеры откликнулись на наши приглашения, посмотрели наше детище и стали делиться впечатлениями у себя в аккаунтах. На самом деле больших трат на такое мероприятие мы не понесли. К нам в гости пожаловали около 50 лидеров мнений, и им мы предложили различные закуски и угощения. Надо сказать, что все они состоявшиеся люди и большинство из них настаивало на оплате счета. Поэтому если расходы на кухню и были, то весьма незначительные. Могу сказать точно, что вечер лидеров мнений был полезен как с точки зрения просто общения и знакомства, так и с точки зрения монетарного эффекта – я видел, как комментаторы постов про нас уточняли адрес и другие подробности, а потом выкладывали и собственные фото после похода в «АндерСон». Значит, все это работало. Хочу особо отметить, что мы никого не просили о чем-то писать или рассказывать, наоборот, нас интересовал любой отзыв, даже негативный. Приятно, конечно, было видеть столько позитивных откликов.

 - Каковы ваши планы по развитию? Будет ли «АндерСон» в Казахстане сетью и как вы планируете удивлять своих посетителей в дальнейшем?

Азамат Сейтбеков: Нашим франчайзерам уже 5 лет и за эту пятилетку они активно развили свой бизнес. Потребности рынка мы изучили. Проанализировав все статданные – каков доход населения, расположение, сколько детей в округе – мы заняли всего 4% рынка. Поэтому планы у нас наполеоновские, планируем открыть еще одно кафе в «золотом квадрате» до конца года и еще одно в 2016 году. По нашим расчетам, минимум три кафе смогут пользоваться спросом и не каннибализировать трафик друг друга. Что касается уже открывшегося кафе, мы планируем много интересных фишек для детей и взрослых на летней площадке. Мы обязательно установим летом батут, а для родителей будет меню-барбекю, запустим имеющийся хоспер (усовершенствованный мангал) и будем ожидать значительный приток гостей – любителей гриля.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Евгения Кузнецова Азамат Сейтбеков АндерСон кризис бизнес

06.02.2015 • 12:05 9839

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus