Деньги на конном шоу
АВТОР

25.09.2014 • 14:53 3093

Деньги на конном шоу

Курбан Додарходжаев рассказал, что конные трюки – это предмет инвестиций

Многие любят зрелищные эпические фильмы, но не все знают, что в целом ряде успешных  международных картин снимались казахстанские каскадеры. Один из авторов проекта Horse House Курбан Додарходжаев рассказал, что конные трюки – это предмет инвестиций, которые могут достаточно быстро окупиться.

 - Курбан, казахстанские наездники настолько хороши, что их приглашают в международные проекты?

 - Дело в том, что в Казахстане была сильнейшая школа джигитовки, то есть постановка трюков на лошади. И сейчас группа Nomad под руководством заслуженного деятеля РК Жайдарбека Кунгужинова постоянно участвует в съемках кинофильмов. Например, мы участвовали в «Монголе» Сергея Бодрова, в фильме «Конан Варвар», в «Кочевниках», во второй части «Неудержимых» со Сталлоне и других работах.

 - Когда-то вы ушли из цирка и занялись съемками, а теперь стало известно, что готовите совсем другой проект. Что это?

 - Позвольте начать издалека. В 90-е я стал призером на конкурсе в Монте-Карло как акробат на лошади. Этот конкурс можно назвать цирковым «Оскаром», поэтому после победы мне поступили разные предложения. На одно я согласился и стал участником конного шоу Equitana. Это большая конная выставка, которая проводится в Дюссельдорфе, огромный фестиваль, на котором все посвящено лошадям. В магазинах можно купить снаряжение, начиная от поводьев до карет, в течение двух недель идут фестивали и самые разнообразные программы с их участием, проводятся показательные рыцарские турниры. И там я увидел развитую индустрию развлекательного конного шоу. Это было в 1999 году. Так вот последние десять лет мы с Жайдарбеком Кунгужиновым вплотную занялись разработкой плана организовать такое же шоу в Казахстане.

 - Что вы успели сделать за это время?

 - Мы начали приобретать лошадей, сейчас у нас 25 обученных животных. Мы собрали очень сильную команду. В Иссыке была организована конная база, на которой проходят наши тренировки. На базе того, что у нас уже есть, мы планируем открыть Horse House, который в первую очередь станет развлекательным аттракционом, а во вторую – студией для киносъемок.

 - Неужели эти проекты могут приносить прибыль?

 - Ну, начнем с того, что в мире не так много студий, полностью оборудованных для съемок эпического кино. Я могу назвать две крупнейшие площадки. Одна располагается в Марокко, и там снимались все крупнейшие исторические фильмы – от «Александра Македонского» до «300 спартанцев». Вторая находится в Малайзии, там сейчас снимается огромный голливудский проект – сериал «Марко Поло».

Чем хороши такие студии для стран? Под каждый проект выделяются колоссальные деньги, которые тратятся в стране, где располагается студия, так как нередко на съемки приезжает только управляющая компания, а все остальное они арендуют на месте. Кстати, малазийская студия – это инвестиционный проект британской компании The Pinewood Studios Group. Вот такую студию мы хотели бы открыть у себя – у нас много друзей по всему миру, они могли бы приезжать на съемки к нам, поскольку у нас накоплен уникальный опыт по постановке трюков.

Кроме этого, подобные студии дают дополнительный доход. Скажем, в Universal посетители могут пройти с экскурсией по декорациям к культовым фильмам и даже записаться в массовку, если в это время идут съемки. Мы тоже хотели бы сделать все максимально интерактивным, чтобы развлечение начиналось еще до начала шоу.

 - Вы говорили, что главная ставка будет сделана на шоу. Казахстанцы не особо ходят в театр или цирк, и не любят платить большие деньги. Даже на более чем качественные постановки театра «ARTиШОК» многие жалеют трех тысяч тенге. А что ожидаете вы?

 - Почему мало ходят в цирк? Потому что там откровенно слабая программа. Зато какой популярностью пользуется кино! Дайте зрителю зрелище, и он пойдет. Самые популярные американские и французские конные шоу гастролируют по миру и их билеты раскуплены на год вперед, причем стоят они 50 евро. Мы хотим, чтобы это было доступно и казахстанцам. Более того, в стране, в истории которой лошади играли очень важную роль, такой проект мог бы стать одной из визитных карточек. А то у нас, к сожалению, лошадей все чаще едят, а вот культура, связанная с конями, почти утрачена.

Я хотел бы сделать так же, как это происходит на Equitana. Шоу, которое мы хотим делать – это синтез театра и цирка. Можно ставить сказки, постановки, приуроченные к историческим событиям или праздникам. Скажем, мы показываем в развлекательной форме такие игры кокпар, тенгалу или кыз куу. Можно показывать те же приемы джигитовки – наш коллектив может сделать ряд полуторачасовых или 40-минутных постановок, на которые будут приезжать из других стран.

 - Это очень амбициозный проект, и стоит, наверное, недешево? Какие инвестиции вы намереваетесь привлечь?

 - Начинка уже есть – это дрессированные лошади, профессиональные актеры-акробаты и огромный опыт. Мы считали, что для строительства Horse House под ключ нужно $5 млн, причем один миллион предполагается потратить на рекламу. При этом, по нашим расчетам, даже если что-то сначала пойдет не так, то на точку окупаемости мы можем выйти уже через пять лет. Вместе с тем есть одна проблема – пока мы ищем казахстанских инвесторов, нами уже заинтересовались дубайские бизнесмены. Известно, что Дубай выиграл проведение выставки EXPO в 2020 году, к этому времени они намерены открыть Диснейленд, а в нем они хотели бы видеть наше конное шоу.

- По вашему мнению, чего ждут казахстанские инвесторы? Ведь ваш проект, как и многие другие, – это лакмусовая бумажка. Из последних новостей: обучающего робота, изобретенного Рустемом Акишбековым, будут выпускать китайцы, а тест-кольцом для определения венерических заболеваний Дамель Мектепбаевой заинтересовались в Южной Корее и США, но не в Казахстане.

- Все банально. Казахстанские инвесторы хотят быстрой окупаемости и прибыли в 300% в первый же год работы. С другой стороны, можно предположить, что это такой особый тип мышления – думать локально. В том же казахстанском кинематографе все думают о местном зрителе и как будто боятся работать на международный рынок. Скажем, сняли «Рэкетира», отбили потраченный миллион долларов, заработали сверху еще тысяч 600, и это считается успешным проектом.

Почему такие большие вещи как «Кочевники» или «Мын бала» снимаются раз в десять лет? Если что-то делается раз в десять лет, то это плохой менеджмент и убыточный бизнес. И пока инвесторы будут ждать, мы можем растерять свой потенциал. После развала Союза из страны уехали сильнейшие тренеры по конной акробатике. Так, Талгат Дусембаев работает в Оклахоме на скачках, а Омар Чинебеков в Чикаго в компании Noble Horse. Там конный спорт, шоу и все, что связано с лошадьми, пользуется спросом. По сути в Казахстане из представителей старой школы джигитовки остались только мы. И если нам предложат финансирование в другой стране, мы согласимся. К сожалению.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

конные трюки Курбан Додарходжаев казахстанские наездники

25.09.2014 • 14:53 3093

Поделиться
Деньги на конном шоу
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus