Мы не уйдем с казахстанского рынка
АВТОР
ФОТОГРАФ

Вячеслав Батурин

11.07.2014 • 17:38 4896

Мы не уйдем с казахстанского рынка

Что спровоцировало слухи о продаже казахстанского актива рассказал Никлас Сонкин

Год назад в интервью нашему изданию президент и генеральный директор Tele2 АВ Матс Гранрид заявил о том, что оператор планирует завоевать треть казахстанского рынка. О том, насколько Tele2 Казахстан близок к достижению этой цели, почему, согласно финансовой отчетности, оператор теряет в абонентской базе и что спровоцировало слухи о продаже казахстанского актива «Капитал.kz» рассказал Никлас Сонкин, исполнительный вице-президент и директор Tele2 по Центральной Азии и Евразии.

 - В 2011 году, говоря о выходе Tele2 на казахстанский рынок, вы заявляли, что обрушите цены и «взорвете» рынок. Как вы можете оценить итоги работы Tele2 Казахстан на сегодняшний день?

 - С того момента, как мы вышли на казахстанский рынок, мы можем констатировать, что тарифы на сотовую связь в среднем снизились на 50%. Это один из самых главных факторов нашего воздействия на рынок.

Другой важный показатель – это рост бизнеса, который выражается в доле рынка компании по выручке. Этой статистике мы можем доверять, потому что она не подвержена никаким колебаниям. Мы начали нашу долю по этому показателю с 1% в 2010 году, а прошлый год завершили с долей в 10%.

 - Достаточно активно набрав за первые годы работы аудиторию абонентов, сейчас, судя по отчетам, вы испытываете период определенной стагнации?

 - Около года назад мы поменяли методику расчета количества абонентов. Вот почему в наших отчетах вы видите существенное снижение абонентской базы. Но количество активных абонентов, которые всегда на связи, постоянно увеличивается. Кстати говоря, наши конкуренты также провели корректировки показателей, вот почему из-за этих изменений в отчетности у всех операторов есть снижение показателей по абонентской базе. Кроме того, оценивать деятельность компании можно по финансовым показателям, например, по уровню общей выручки, которая также демонстрирует постоянный рост.

 - А в связи с чем была изменена методика подсчета абонентской базы?

 - Это связано с тем, что мы хотели быть более консервативными, чтобы наша политика в сфере подсчета абонентов в Казахстане совпадала с нашей политикой подсчета абонентов в других странах.

 - В своем интервью нашему изданию в 2013 году генеральный директор Tele2 АВ Матс Гранрид говорил о том, что цель компании – треть казахстанского рынка в течение нескольких лет. Насколько успешно осуществляется эта задача?

 - Мы работаем над этим. Я считаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы завоевать треть казахстанского рынка. Но подчеркну, что мы никогда не называли точной даты, когда это произойдет, потому что ситуация зависит от многих факторов. К примеру, от ситуации на конкурентном поле, или от сроков внедрения услуги переноса номера, а мы надеемся, что это произойдет уже через год. За годы нашей работы в Казахстане мы увидели немало изменений в регуляторной среде, позитивно повлиявших на развитие телекоммуникационного рынка, но тем не менее еще необходимы активные действия, скажем, по дальнейшему снижению ставок интерконнекта.

 - Не является ли отрицательным фактором в достижении этой цели выход четвертого игрока в GSM-сегмент?

 - Для нас это не было сюрпризом. Выход четвертого игрока в GSM-сегмент – это не такое экстраординарное событие. К примеру, в Швеции действуют 4 оператора, в России тоже больше, чем 4 игрока. Поэтому для такой страны, как Казахстан, это естественная ситуация. Нам нравится конкурировать, для нас это интересная задача – привлекать абонентов в таких условиях.

 - Одной из самых амбициозных задач Tele2 Казахстан был выход на положительные значения EBITDA. Какие теперь задачи будут стоять перед компанией?

 - Наша основная задача – увеличить рыночную долю в количестве абонентов, а также с точки зрения доходов. Очень важная задача – выйти на положительные значения свободных денежных потоков (Free Cash Flow). Пока мы не говорим о конкретных датах. Обычно после того как достигаются положительные значения EBITDA, требуется полтора года для того, чтобы выйти на положительные значения в потоках наличности. Это является нашей следующей финансовой задачей.

 - По ощущениям от рекламной, маркетинговой стратегии в последнее время компания стала менее агрессивной на рынке, не видно какого-то «вызова». Это связано со сменой задач?

 - Мы всегда стремились к тому, чтобы открывать новые горизонты, для нас не было никакого намерения вдруг стать такими скромными. Наша стратегия не изменилась – мы стремимся к амбициозным целям. Мы всегда считаем очень важным компонентом конкурентные цены на все направления, прежде всего на голосовую связь. Tele2 всегда будет оставаться лидером рынка по ценовому показателю. Но и не только в этом. Сейчас мы номер два на рынке по объему передачи данных.

 - Если говорить о голосовых услугах, понятно, что их популярность падает. Набрала ли передача данных в структуре доходов компании достаточную критическую массу, чтобы вводить безлимит на голос?

 - У нас есть подобного рода комплексные bucket-планы в некоторых странах, например, в Швеции – это наиболее лидирующий рынок. Мы готовы представить подобного рода услуги и в Казахстане тогда, когда сам рынок и абоненты будут к этому готовы. Смещение распределения трафика от голосового в сторону передачи данных - это глобальный тренд, который связан в том числе и с уровнем проникновения смартфонов на рынке. Пока проникновение смартфонов находится в Казахстане на низком уровне, хотя тенденции здесь позитивные. Что касается безлимита, то, например, в регионах у нас запущена услуга «Безлимит внутри сети», по условиям которой клиенты могут разговаривать с другими абонентами Tele2 без ограничений за минимальную абонентскую плату. Похожие условия у абонентов недавно анонсированного тарифа «Еще дешевле».

 - Недавно премьер-министр РК Карим Масимов заявил о том, что платежная система Казахстана будет развиваться на базе сотовых телефонов. Как вы считаете, насколько это близкая перспектива? Готовы ли вы как оператор к внедрению таких технологий?

 - Мобильные платежные системы являются очень интересной сферой. Здесь есть большое количество решений и приложений. Одно направление заключается в том, чтобы использовать мобильные устройства для оплаты услуг третьих лиц. Второе – чтобы проводить микроплатежи через мобильные устройства.

Рынки разных стран отличаются друг от друга с точки зрения того, какие именно мобильные платежи там востребованы и какова зрелость, готовность банковского сектора к таким инновациям. Мы будем наблюдать за развитием ситуации в Казахстане, у группы компаний Tele2 есть очень большой опыт и объем знаний в этом направлении. Когда рынок будет готов, когда мы будем видеть конкретные запросы со стороны клиентов в Казахстане, то будем готовы быстро развернуть эти услуги здесь.

- Если говорить о долгосрочных тенденциях, по вашему мнению, в каком направлении будет развиваться отрасль? Это будет эпоха «интернета вещей», всеобщей подключенности, или телекоммуникационный сектор будет сливаться с банковским и развиваться в направлении мобильных финансовых услуг?

 - Всегда очень сложно говорить о будущем. Сейчас мы видим очень сильный тренд роста количества данных, быстрыми темпами растет количество смартфонов. По моему мнению, эти тенденции будут продолжаться. В будущем мы увидим большее количество устройств, имеющих выход в интернет, они будут являться связующим звеном со всем спектром услуг, доступных через интернет. Здесь только наше воображение может поставить какие-то рамки.

Мобильные финансовые услуги – тоже одна из важных тенденций, однако я не думаю, что может произойти какое-то слияние отраслей, но банковские услуги бесспорно будут доступны с мобильных устройств. Телефон можно будет использовать в качестве кошелька, пульта для телевизора, люди просто не смогут жить без мобильных устройств!

 - Я не случайно спросила вас именно о слиянии с банковским сектором. На рынке не один год, особенно после продажи актива холдинга в России, ходят слухи о том, что Tele2 Казахстан также может быть продан. Есть даже предположения о том, что это может быть один из банков.

 - Мы имеем очень серьезные обязательства и намерены развивать наш бизнес здесь, потому что Казахстан является очень важным столпом роста для всей группы компаний Tele2. У нас нет никаких планов уходить с этого рынка.

В России у нас была конкретная причина для продажи бизнеса – там у нас не было лицензии на передачу данных. В Казахстане у нас такая лицензия есть, поэтому ситуация здесь абсолютно другая. Мы не уйдем с этого рынка!


Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Tele2 Никлас Сонкин EBITDA сотовая связь РК

11.07.2014 • 17:38 4896

Поделиться
Мы не уйдем с казахстанского рынка
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus