ОТЛК – инструмент реализации транзитного потенциала стран – участниц ЕЭП
АВТОР

27.11.2013 • 19:55 4767

ОТЛК – инструмент реализации транзитного потенциала стран – участниц ЕЭП

Развитие транспортно-логистической отрасли находится под пристальным вниманием президента и правительства страны.

Развитие транспортно-логистической отрасли находится под пристальным вниманием президента и правительства страны. Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с президентом «Казахстан темир жолы», состоявшейся во вторник, отметил важность своевременной реализации крупных международных проектов. На заседании правительства премьер-министр РК Серик Ахметов сообщил, что на реализацию принятой госпрограммы по развитию транспортной системы Казахстана до 2020 года потребуется более 5 трлн тенге инвестиций.

Отметим, что, по имеющимся оценкам, в общей сложности 30,6% дорог страны ждет капремонта. Согласно данным Минтранскома, лишь 63% железной дороги Казахстана находится в удовлетворительном состоянии, остальная часть требует реконструкции. По мнению союза автодорожников, более 40% автокоридоров международного и республиканского масштаба имеет неисправное покрытие, десятая часть опасна для движения транспорта. Эти данные лишь подтверждают необходимость изменений, отмечаетАйкын Уркимбаев, управляющий филиалом Алматы международного холдинга AsstrA AG.

К примеру, единственным крупным погранпереходом между Казахстаном и КНР является станция «Достык». Учитывая состояние дорог и дорожной инфраструктуры, можно с уверенностью сказать, что существующие ж\д пути и автомобильные дороги пока не в состоянии обслужить ожидаемый трафик, сетует эксперт. Между тем объем грузооборота к 2025 году ожидается до 30 млн тонн грузов по автомобильному и железнодорожному направлениям.

Однако АО «КТЖ» намерено направить все свои усилия на становление Казахстана в качестве транспортно-логистического хаба региона к 2016 году.

В этом русле грядущее нововведение на территории Таможенного союза, а именно создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), по словам представителей трех стран, призвано создать благоприятные условия для развития отрасли в целом. В продолжение темы (см. интервью с Жанар Рымжановой, советником президента ОАО «РЖД» в «Капитал.kz» от 31 октября, №40 (419) на вопросы редакции делового еженедельника «Капитал.kz» ответил Канат Алпысбаев, вице-президент по логистике АО «НК «КТЖ».

- Изменит ли создание ОТЛК конъюнктуру рынка в целом?

- ОТЛК будет являться инструментом для реализации транзитного потенциала стран – участниц Единого экономического пространства (ЕЭП). По сути, это глобальный игрок на контейнерном рынке наземных транспортировок Европа – Азия, цель которого обеспечить сквозную технологию грузоперевозок по принципу «одного окна». Однозначно, что создание ОТЛК повлияет на конъюнктуру рынков стран Таможенного союза. По оценкам экспертов, в настоящее время только 0,2% контейнерного грузооборота между Китаем и странами ЕС приходится на территорию стран ЕЭП. Неосвоенный потенциал оценивается более чем в 285 тыс. контейнеров. Создание ОТЛК дает абсолютно новые возможности для развития бизнеса. Я думаю, что подробнее можно будет поговорить об этом после окончательного оформления оператора.

- Способна ли существующая железнодорожная, автомобильная и таможенная инфраструктура на погранпереходах между Казахстаном и КНР обслужить ожидаемый трафик?

- Общий объем перевозки транзитных грузов через Казахстан ж/д, авто и водным транспортом в 2012 году составил 17,8 млн тонн, что на 9% выше аналогичного показателя за 2011 год. Основная доля транзитных грузов в прошлом году приходилась на железнодорожный транспорт – 16,3 млн тонн, или 91,5% от общего объема. Для сравнения: автомобильные грузоперевозки составили 8%, а водный транспорт – 0,1%.

При этом общий объем перевозок грузов между Казахстаном и Китаем за 9 месяцев 2013 года составил 14,2 млн тонн. Показатели возросли на 17% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Сегодняшняя инфраструктура при текущих и запланированных инвестициях на ближайшие 2-3 года способна обеспечивать интенсивный рост перевозок. Тем не менее есть вопросы качества и повышения эффективности в ее сбалансированном использовании, над чем сегодня АО «НК «КТЖ» проводит интенсивную работу. Для переориентации и привлечения дополнительного грузопотока на трансказахстанские маршруты предприняты мероприятия, в первую очередь направленные на снятие инфраструктурных ограничений.

В декабре 2011 года была открыта новая железнодорожная линия на востоке страны. Это магистраль Жетыген – Хоргос.

В 2012 году введен в эксплуатацию второй железнодорожный переход на границе с Китаем, Алтынколь – Хоргос на маршруте Трансазиатской ж/д магистрали, пропускной способностью до 20 млн тонн. Основной направленностью которого являются привлечение и пропуск грузопотоков из/в направлении как Китая, так и стран Восточной и Юго-Восточной Азии в страны Центральной Азии, Кавказа и Европу.

Для дальнейшего развития транспортного коридора «Север-Юг» была построена железнодорожная линия Узень – граница с Туркменистаном.

11 мая 2013 года открыто прямое железнодорожное сообщение по переходу станции «Болашак» (Казахстан) – станции «Серхетяка» (Туркменистан).

Данный участок является частью международного железнодорожного коридора Узень – Горган, соединяющего Казахстан, Туркменистан и Иран. В 2014 году достроится туркменский участок до границы с Ираном.

Новый ж/д маршрут придаст мощный импульс развитию торговых отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива и Европы. Прогнозируемый объем к 2020 году составит свыше 15 млн тонн.

В целом Казахстан предпринимает значительные шаги по улучшению национальной транспортной инфраструктуры. В прошлом году запущено строительство новой железнодорожной линии сообщением Жезказган – Бейнеу общей протяженностью 988 км, которая обеспечит спрямление существующего маршрута на порт Актау в сторону Турции, южной Европы (Балканы) и стран Персидского залива. Реализация проекта «Жезказган – Бейнеу» сократит расстояние транспортировки на маршруте Достык – Актау на 748 км. Также немаловажные преимущества запуска этой железной дороги заключаются в сокращении времени перевозки грузов по Казахстану на примере доставки из портов Китая до Стамбула с 17 до 14 дней и, соответственно, снижении стоимости перевозки. Планируемая дата завершения строительства – 2015 год.

При этом данная магистраль гармонично интегрируется со строящейся новой ж/д линией Ахалкалаки (Грузия) – Карс (Турция), что создает новый спрямляющий маршрут коридора «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА) через Актауский морской порт, порт Баку (Азербайджан) и Стамбул по новому ж/д тоннелю Мармарай в Турции с дальнейшим выходом в европейские страны.

- Как повлияет передача в управление АО «НК «КТЖ» проектов «Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота» и «Морпорт «Актау» на деятельность негосударственных логистических компаний?

- Национальный мультимодальный оператор KTZ Express, объединяющий ряд транспортных активов, отвечает также за реализацию проектов «СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и «Морпорт «Актау» и является своего рода интегратором услуг как структур АО «НК «КТЖ», так государственных и частных компаний. Сегодня ряд критиков оценивает эту компанию как монопольного гиганта в данных услугах. При этом необходимо отметить, что АО «НК «КТЖ» выходит на качественно новый уровень, и рынок, в особенности глобальной торговли, уже поделен между основными зарекомендовавшими себя игроками. Существует жесткая конкуренция, в связи с чем мультимодальный оператор должен использовать новые возможности, потоки и схемы организации перевозок, предлагая эксклюзивный сервис – мы называем его маршрутным сервисом.

Также необходимо отметить, что мультимодальный оператор ориентирован на привлечение дополнительных грузопотоков путем поиска новых клиентов, не использующих трансказахстанские маршруты, то есть вытеснение с существующего рынка частных компаний не предполагается. Мультимодальный оператор – это интегратор как транспортных услуг, так и логистического сервиса. Сегодня партнерство и клиентоориентированность являются главным преимуществом и элементом развития компании. С достижением качественно нового уровня сервиса в Казахстане мы выйдем на новые совместные транспортно-логистические проекты и предложим единый сформированный пакет логистических услуг.

- Стало известно, что стоимость консалтинговых услуг на 2014-2024 годы по управлению сухим портом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», а также его интеграции с морским портом «Актау – Западные ворота» составит около $50 млн.Какой эффект ожидает получить государство от привлечения международной консалтиноговой компании DP World к исполнению данного госзаказа?

- DP World имеет в своем портфеле более 65 морских и портовых терминалов на шести континентах, включая новые проекты, которые ведутся в Индии, Африке, Европе, Южной Америке и на Ближнем Востоке. Обработка контейнеров является основным направлением деятельности компании. В 2012 году DP World обработала более 56 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Безусловно, что опыт компании и ее имя будут ценным вкладом в развитие двух объектов. Согласно достигнутым договоренностям по проекту «Хоргос – Восточные ворота», компания выступит в роли профессионального управляющего проектом.

Договоренности с глобальным оператором DP World демонстрируют наше стремление повысить качество услуг на новом Шелковом пути, сделать его конкурентоспособным маршрутом транспортировки, обеспечивающим надежность и безопасность доставки грузов. Наша общая задача – создать продукт, отвечающий требованиям глобальных клиентов.

Интеграция контейнерных, грузовых, складских услуг, связанных с дорожной, ж/д и воздушной инфраструктурой, позволит предложить в одном месте весь пакет услуг логистическим клиентам, которые ищут возможность обеспечить цепи поставок между Китаем/Азией в страны СНГ, Западную Европу и Средний Восток.

В целях консолидации грузопотоков направлением в/из Восточную и Юго-Восточную Азию нами в стадии формирования внешней терминальной сети на мировом рынке реализуется проект создания собственной терминальной инфраструктуры в порту «Ляньюньган» Китая.

Это позволит значительно ускорить и улучшить работу с клиентами, а также организовать сквозные перевозки грузов как в страны Центральной Азии, России, так и в направлении Европы и обратно через трансказахстанские маршруты.

7 сентября текущего года в рамках визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан подписано рамочное Соглашение с Ляньюньганской портовой компанией о создании СП и дальнейшем планомерном развитии порта. В настоящее время разрабатывается ТЭО, а в первом полугодии 2014 года планируем начать строительство терминала. В Казахстане динамично расширяется железнодорожная инфраструктурная сеть, обеспечивается ее увязка с регионами и замкнутость по всем транспортным направлениям.

Новые железные дороги не только повысят транзитные возможности Казахстана, но и придадут дополнительный импульс развитию регионов, и ускорят промышленное развитие.

Что касается проекта развития порта «Актау», к 2015 году планируется строительство трех сухогрузных терминалов общей мощностью 2,5 млн тонн. Стоимость строительства составляет около $149,7 млн. К 2020 году потенциал перевозок сухих грузов через Актауский морской порт, по нашим расчетам, составит 6 млн тонн, в том числе контейнерные грузы – 150 тыс. транзитных контейнеров в ДФЭ в направлении Азия – Европа.

- На какой стадии развития находится СЭЗ сейчас?

- В ближайшее время ТЭО проекта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» пройдет государственную экспертизу. Проект состоит из трех компонентов: сухого порта, логистической и индустриальной зон.

Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры основных компонентов СЭЗ составит боле $1 млрд.

В ближайшее время будет выстроена генеральная линия транспортного взаимодействия с портом «Актау» и его последующей увязкой с проектом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

перевозки КТЖ логистика Хоргос ОТЛК DP World Канат Алпысбаев

27.11.2013 • 19:55 4767

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus