STADA: Мы хотим усилить свои позиции в Казахстане
За счет чего компания намерена стать лидером рынка и каковы результаты работы за первое полугодие, рассказал главный исполнительный директор STADA Питер Гольдшмидт
STADA постоянно расширяет свое присутствие на мировом фармацевтическом рынке. Продукция компании представлена более чем в 120 странах. Линия препаратов в Казахстане включает более 100 наименований лекарственных средств. О миссии компании в нашей стране и о планах работы корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал главный исполнительный директор STADA Питер Гольдшмидт.
- Питер, расскажите, пожалуйста, о специализации компании STADA – чем она отличается от других, почему выбрана именно такая бизнес-модель?
- На фармацевтический рынок Казахстана STADA вышла в 2002 году. Казахстанский портфель компании включает лекарственные средства из 17 терапевтических групп самых продаваемых препаратов в аптечной рознице, огромная часть этой продукции является жизненно необходимыми препаратами.
Забота о здоровье людей и их благополучии лежит в основе нашей деятельности, но обеспечение высокоэффективными и недорогими препаратами невозможно без соответствующих социальных принципов внутри компании. Наша корпоративная культура напрямую влияет на результаты деятельности. Для поддержки комфортного климата внутри организации каждые 3-4 месяца мы проводим опрос среди сотрудников. Анкета позволяет нам узнать, насколько люди довольны и вовлечены в работу, чувствуют ли они поддержку руководства. По результатам опроса мы видим, что у нас показатели выше базового уровня, людям нравится работать в STADA. Наша культура диктует большой уровень вовлеченности, поскольку дает возможность каждому сотруднику проявить себя.
Если говорить о бизнесе, то он двигается сразу в нескольких направлениях. Наиболее широкий портфель у нас в сегменте дженериков – аналогов оригинальных препаратов. Это направление является для STADA основным уже много десятилетий. Но думать, что мы чисто дженериковая компания ошибочно. Мы очень много инвестируем и производим качественную продукцию в секторе Consumer Healthcare (СНС), который включает в себя безрецептурные препараты, витамины и БАДы. Если посмотреть на цифры, то в Казахстане мы № 1 в этом секторе, в России также занимаем лидирующие позиции, а в Европе на четвертом месте.
- На прошлой неделе STADA опубликовала финансовые результаты за первое полугодие 2021 года. Удовлетворены ли вы результатами? Достигает ли STADA цели в эти непростые времена?
- Невозможно быть полностью довольным результатом. Но в этом году STADA вновь продемонстрировала устойчивость в сложных условиях пандемии, опередив отраслевые темпы роста в первой половине 2021 года. Это произошло во многом благодаря успешной интеграции приобретений, к примеру, портфеля препаратов таких компаний, как Walmark, Takeda. Так, сделка с Takeda, одна из крупнейших на рынке России и СНГ, дала нам право на производство и продажу двух десятков безрецептурных и рецептурных препаратов на территории Казахстана, России, Грузии, Армении, Азербайджана, Беларуси и Узбекистана. Уверен, что это позволит нам укрепить свои позиции ключевого игрока на большом и динамично развивающемся рынке России и стран СНГ.
Благодаря стабильным показателям органического роста и поддержке за счет недавних приобретений в сегменте CHC и специализированных продуктов STADA на глобальном уровне добилась в первой половине 2021 года роста продаж на 5% с учетом курса валют, достигнув показателя в 1,51 млрд евро. Этот рост произошел на фоне того, как европейский рынок непатентованных фармацевтических препаратов за этот период снизился на -1,8%.
- То, что фармкомпании много заработали на пандемии - миф?
- Некоторые компании, безусловно, повысили выручку. Например, производители вакцин, масок, дезинфицирующих средств, определенных видов БАДов (витамин D). Но если брать широкую картину, то прибыль на рынке не увеличилась.
Напомню, в этом году не было сезона простуд. Наверное, за последние 100 лет эта зима была самая здоровая, люди практически не болели, так как мы начали соблюдать социальную дистанцию, носить маски и вспомнили обо всех мерах предосторожности.
- Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных инициативах, реализуемых STADA.
- Мы хотим усилить свои позиции в Казахстане. В наших планах - стать компанией №1 в отрасли. Сейчас мы занимаемся созданием нашей команды, выстраиваем ее на основе корпоративной культуры STADA. Мы много инвестируем в наши бренды. В ближайшее время в стране будут зарегистрированы новые препараты, что позволит расширить линейку продукции. Подчеркну, наша компания производит лекарственные препараты, соответствующие высоким стандартам немецкого качества и при этом доступные по цене. Таким образом, STADA делает выбор пациентов легким, уверенным и разумным.
- Какова производственная стратегия компании STADA на перспективу? Как и чем STADA планирует лечить нас через 15-20 лет и как в результате должно улучшиться здоровье и качество жизни ваших пациентов?
- Как я уже говорил, мы фокусируемся на предоставлении населению новых доступных препаратов. Так, 95% препаратов, которые ближайшие два года перестанут быть запатентованными, находятся у нас в разработке. То есть часть нашей прибыли постоянно вкладывается в научные разработки, которые позволяют усовершенствовать лекарства.
У нас есть широкий портфель безрецептурных препаратов, и мы планируем его расширять. Кроме того, в ближайшее время в Казахстане будут представлены лекарства для лечения неврологических нарушений, орфанных заболеваний, препарат для лечения поздней стадии болезни Паркинсона.
Миссия компании STADA – это забота о здоровье людей. Что мы для этого делаем в Казахстане? Первое – это наша продуктовая линейка от сложнейших рецептурных лекарств до безрецептурных препаратов. Второе, все лекарственные средства компании реализуются по доступным ценам. И третье, мы намерены развивать профилактику различных заболеваний. Люди должны понимать, что для поддержки здоровья необходимо заботиться о себе, заниматься спортом, выбирать правильное питание и, конечно, поддерживать себя витаминами.
Все три элемента очень важны одновременно, они отражают философию компании STADA.
- Как национальные системы здравоохранения смогли подготовиться и противостоять всемирной пандемии и что мы должны сделать, чтобы все-таки преодолеть ее?
- Мы служим пациентам и обществу, поэтому в течение нескольких лет STADA проводит репрезентативный опрос с участием более 30 тыс. респондентов в 15 странах Европы. Мы изучаем отношение людей к своему здоровью, состояние систем здравоохранения, взаимодействие населения с правительством, новые тренды, такие как телемедицина. В итоге у нас имеется большая база данных, благодаря которой органы власти могут оценить свою работу. Многие правительства взаимодействуют с нами и готовы вносить изменения в своей работе или регулировании сектора здравоохранения.
Наше последнее исследование STADA Health Report показало, что многие организации, в том числе и бизнес-структуры, оказались недостаточно гибкими в условиях пандемии и не смогли быстро перестроиться. Ситуация с пандемией продемонстрировала, что жизненно важно консолидировать усилия для разработки эффективных шагов, направленных на модернизацию национальных систем здравоохранения. Нам необходим открытый диалог.
- Планируете ли вы распространить исследование STADA Health Report на Казахстан?
- Мы находимся на ранних этапах подготовки исследования на 2022 год и думаем, как сделать его еще больше и лучше. Конечно, Казахстан находится в авангарде наших мыслей в этом отношении. Будет интересно сравнить результаты, которые мы получим в разных странах, и выявить области улучшения и новые возможности для всех участников фармацевтического рынка.
- Многие фармкомпании считают Казахстан самым перспективным рынком в Центральной Азии, хотя по численности населения страна не является самой крупной. Связано ли это с тем, что в Казахстане лучше организована система медицинской помощи и лекарственного обеспечения, чем в других странах региона?
- Казахстан играет важную роль в расширении бизнеса STADA в государствах-членах СНГ и, в более широком контексте, в стратегии группы развивающихся рынков, показывающих сильный потенциал роста. С населением около 20 миллионов человек Казахстан предоставляет STADA прекрасную возможность для дальнейшего следования нашей миссии - заботиться о здоровье людей, выстраивая доверительные отношения с партнерами и потребителями. STADA уже входит в число ведущих поставщиков лекарственных средств в Казахстане. Мы с удовлетворением констатируем, что здесь государство инвестирует в здоровье людей: у вас есть доступ к бесплатным препаратам, к современным поликлиникам, больницам, врачам.
И это привлекает компании, которые приносят с собой инвестиции. Инвестиции – это не только деньги и рынок труда, самое главное – это знания и опыт. Знания о современных методах лечения, диагностики сложных заболеваний на ранних стадиях и постоянный обмен информацией очень важны. Предоставляя идеи, основанные на научно подтвержденных исследованиях, STADA хочет помочь своим партнерам – будь то пациенты, медицинские работники, дистрибьюторы, розничные торговцы или политики – принимать правильные решения о здоровье на основе данных, которым они могут доверять.
Но пандемия показала, что Казахстан сталкивается с определенными логистическими и операционными трудностями. Вот почему так важен местный опыт, предоставляемый нашей профессиональной командой менеджеров в СНГ.
- Каким вы видите будущее фармацевтического рынка Казахстана?
- За первые девять месяцев 2020 года рынок показал рост на 22% до 460 млрд тенге (более 1 млрд долларов) благодаря высокому спросу на лекарства. Это немало. Но будущее любого фармрынка всегда зависит от состояния экономики. Капиталовложения государства и частного сектора продолжатся, если ВВП страны будет увеличиваться. Прогнозы у меня положительные, так как Казахстан имеет большое количество природных ресурсов и неоспоримое географическое преимущество - ведь ваша страна находится между Китаем и Россией, и транзитный потенциал здесь велик.
Мы видим, что правительство Республики Казахстан вкладывается в здравоохранение. Преобразования, которые сейчас реализуются, будут важны в будущем. Первое — это внедрение всеобщего медицинского страхования. Когда эта система начнет стабильно работать, она позволит увеличить инвестиции в систему здравоохранения. Государственно-частное партнерство – это один из основных способов развития медицины за рубежом. Второе, введение системы амбулаторного обеспечения лекарствами (это уже частично реализуется и уже показало свою эффективность во время пандемии). Третье, это изучение опыта с компенсацией лечения. Согласитесь, лучше начинать этот опыт с частичной компенсации лечения и профилактики, а затем наращивать его долю до 100%. Так появится возможность не только лечить, но и сокращать расходы за счет профилактики заболеваний.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.