Движение к инновациям. Производители железнодорожной техники встретились в Нур-Султане

По официальным данным, в отрасли машиностроения в РК работает более 3 тысяч предприятий

17338

В Нур-Султане прошла международная конференция производителей железнодорожной техники. На этот раз темой встречи стали инновационные технологии и материалы, используемые при производстве и обслуживании железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры. В повестку конференции были включены, прежде всего, вопросы развития отрасли в Казахстане и России. Обсуждали перспективы применения цельнокатаных колёс и обеспечение их надлежащего качества, использование зеленых технологий при их производстве, системы «колесо - рельс», сервисное обслуживание путевых машин по принципу контракта жизненного цикла, применение композитов в вагоностроении и железнодорожной инфраструктуре, цифровизацию отрасли, проблемы контрафакта и сложности при ремонте грузовых вагонов.

На открытии конференции внештатный советник президента Казахстана и председатель правления Союза машиностроителей РК Мейрам Пшембаев отметил, что несмотря на пандемию, в 2020 году рост производства в отрасли машиностроения составил более 16% по сравнению с 2019 годом.

На фото: Мейрам Пшембаев - Kapital.kz

На фото: Мейрам Пшембаев

«Сегодня в отрасли машиностроения в Казахстане работает более 3000 предприятий. В Экибастузе появился современный кластер Railways Systems KZ, который выпускает востребованную продукцию, обеспечивая наших потребителей. Данное производство ориентировано на экспорт, что немаловажно. Мы связываем большие перспективы с развитием этого комплекса. Уверен, чтобы добиваться новых успехов в своем развитии, нам следует стремиться к укреплению партнерских отношений. Говоря о сотрудничестве, мы делаем упор на стимулирование конкурентоспособности наших предприятий путем повышения локализации и содействия в продвижении производимой продукции на экспортные рынки третьих стран. Есть все предпосылки и условия для успешной совместной с российскими партнерами работы наших партнеров в Казахстане. Для этого Союз машиностроителей Казахстана готов оказать всяческое содействие», - сказал он.

 В свою очередь первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов сообщил, что нацкомпания на протяжении 7 лет является членом НП «ОПЖТ» и уделяет особое внимание вопросам технического регулирования, стандартизации и освоения новой железнодорожной продукции.  При этом ОПЖТ является  одной из ключевых площадок для решения вопросов производства и эксплуатации железнодорожной техники.

На фото: Канат Альмагамбетов - Kapital.kz

На фото: Канат Альмагамбетов

«Сегодня в рамках развития инфраструктуры КТЖ есть программа стратегии до 2025 года, которая предусматривает капитальный ремонт более трех тысяч километров путей. Кроме этого, планируется закупить порядка 3 тысяч грузовых вагонов, свыше трехсот пассажирских вагонов и где-то около 240 локомотивов различной серии, в том числе грузовые тепловозы.

По его словам, изношенность магистральной сети в Казахстане составляет порядка 50%, а капитальный ремонт ежегодно требуется проводить почти на 400 км железнодорожных путей.

«Вместе с тем мы нацелены на импортозамещение. В стране уже производится около 5200 наименований железнодорожной техники. Это большая линейка. Как национальная компания мы заинтересованы поддерживать наших производителей в плане сертификации техники и в ее испытаниях», - заключил Канат Альмагамбетов.

Также в работе конференции принял участие президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, который отметил, что поддержка национальных экономик и производственных мощностей  непосредственно в Казахстане должна расти, чтобы была возможность говорить уже о таможенном пространстве, а предприятия, работающие в едином таможенном пространстве, должны тоже получать преференции от государства.

«Хочу отметить, что насущно важно упомянуть роль современных технологий и цифровизации. Казахстан взял верный курс на развитие внутреннего производства современных материалов, применяемых в машиностроении, и не только в области металлургии, но также и композитных материалов. Скажем, российские предприятия уже давно и активно закупают цельнокатаные колеса ТОО «Проммашкомплект» в Казахстане, чья продукция пользуется большой популярностью на всем пространстве Таможенного союза. Конечно, в меньшей степени здесь востребованы производства в области локомотивов в силу различных особенностей. Однако в скором времени должны вырасти контейнерные перевозки», - сообщил Валентин Гапанович.

На фото: Валентин Гапанович - Kapital.kz

На фото: Валентин Гапанович

Президент НП «ОПЖТ» также сообщил о необходимости скорее узаконить введение электронной цифровой подписи на всем пространстве ЕАЭС. 

«В любом производстве огромное значение играет чисто человеческий фактор. Внедрение цифровизации исключает большинство ошибок. В плане логистики, оценки состояния объектов. При этом  введение ЭЦП значительно снижает документооборот. То, что раньше документально ввозилось почтой или транспортом от завода изготовителя комплектующих до любого  вагоностроительного предприятия, теперь все чаще доходит лишь в течение одной секунды нажатием одной кнопки», - заключил Валентин Гапанович. 

Сергей Павлингер поблагодарил всех собравшихся за проявленный интерес к работе кластера и потенциалу его развития. «Перед нами стоят амбициозные задачи – мы планируем расширять ассортимент выпускаемой продукции, внедрять новые технологии производства для того, чтобы быть еще более конкурентоспособными. Уже сегодня ТОО «Проммашкомплект» имеет стабильный объём заказа на рынке Казахстана и России, но при этом мы видим перспективы развития экспорта и на европейские рынки», - сказал он.

Во второй день конференции участники посетили крупнейшее угольное месторождение Казахстана и экибастузский железнодорожный кластер Railways Systems KZ, где познакомились с работой пяти предприятий, входящих в кластер. Это ТОО «Проммашкомплект», ТОО R.W.S. Wheelset, ТОО «ПРОММАШ.KZ», ТОО R.W.S. Binding,  ТОО R.W.S. Concrete.

В настоящее время предприятия кластера производят до 200 тыс. железнодорожных колес различного размера, 300 тыс. железобетонных шпал, 42 тыс. железнодорожных осей, 20 тыс. колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, 3 млн комплектов рельсовых скреплений и 4.5 млн полимерных прокладок.

По мнению директора по развитию компании «Проммашкомплект» Сергея Павлингера, до сих пор к Казахстану было отношение как к потребителю железнодорожного оборудования. Однако сегодня ситуация кардинально меняется.

 «Нахождение Казахстана в ЕАЭС дает нам безумные преимущества для увеличения экспорта, поскольку мы находимся в единой торговой зоне. Судите сами, нынешняя потребность Российской Федерации в жд колесах оценивается в миллион штук, в то время как в Казахстане потребность не превышает 50 тыс. Разница колоссальная. Поэтому пора создать единые стандарты и признать производство в евразийском союзе как отечественное производство», - подчеркнул Сергей Павлингер. 

На фото: Сергей Павлингер - Kapital.kz

На фото: Сергей Павлингер

Вместе с тем «Проммашкомплект» намерен выходить на рынки других стран. «Сейчас мы заходим с разной продукцией в Болгарию, Чехию, Германию. По колесу у нас порядка 60% идет на экспорт, клемма - миллиона два комплектов. В деньгах это порядка 12 млрд рублей. Хотя с учетом пандемии и высокой стоимости металла очень сложно предсказать, каким окажется конечный доход компании», - заключил Сергей Павлинер.

Партнерский материал

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.