USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96165.70$
-913.800

Какая поддержка нужна транспортно-логистическому комплексу

Зачастую проекты в этой сфере отличают низкая маржинальность, отсутствие залогов и высокая капиталоемкость

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какая поддержка нужна транспортно-логистическому комплексу- Kapital.kz

Транспортно-логистический комплекс всегда считался основой экономического развития и находился в авангарде требований к обеспечению качества жизни населения той или иной страны. Для Казахстана, с его огромной территорией, географическим положением и низкой плотностью населения, транспортно-логистическая инфраструктура приобретает стратегически важное значение, позволяющее наращивать интеграцию и торговые взаимоотношения с соседними государствами, а также глубже погружаться в процесс мировой глобализации.

Зачастую проекты в этой сфере отличают низкая маржинальность, отсутствие залогов и высокая капиталоемкость – что автоматически классифицирует их как проекты с социальной направленностью, не представляющие большого интереса для большинства финансовых организаций и банков второго уровня. Следовательно, для запуска подобных инфраструктурных проектов требуется господдержка и «дешевое, длинное» финансирование. О том, как национальный институт развития поддерживает отечественный транспортно-логистический комплекс, в рубрике «DBK Talk» рассказывает старший банкир Дирекции по работе с клиентами БРК Асем Шакенова. Интервью размещено на сайте Банка Развития Казахстана.

- Транспортно-логистический комплекс особенно значим для Казахстана. Как Вы оцениваете развитие данной отрасли в стране?

- Вы правы, развитая транспортно-логистическая инфраструктура – ключевой фактор социально-экономического роста любой страны, но в особенности Казахстана, учитывая огромную территорию с отдаленными друг от друга населенными пунктами и выгодное географическое положение, от которого зависит формирование новых транспортных направлений в регионе. За последние годы в Казахстане сделано многое для того, чтобы ситуация в отрасли улучшилась, к примеру, выделяются финансовые средства на поддержку отрасли, реализуются новые инфраструктурные проекты. Однако не стоит на этом останавливаться, так как из-за стремительного технологического прогресса и цифровизации здесь происходят тектонические изменения.

- Какие тренды сегодня влияют на развитие транспортной инфраструктуры, логистики и связи в Казахстане?

- Если говорить о технических трендах, то сферы транспорта, логистики и связи, как и другие секторы экономики, идут по пути цифровой трансформации, активно внедряются IT-решения, развивается рынок цифровых услуг. Темпы развития технического прогресса в отрасли очень высокие, если сравнивать то, что мы имеем сейчас с периодом 6-летней давности, поменялось практически все. Например, в 2014 году мы с гордостью объявили, что при участии Банка Развития Казахстана ТОО «Алтел» (сейчас ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») строит сети беспроводной связи четвертого поколения (4G), пару лет прошло, и уже требуется апгрейд до 5G.   

Касательно инвестиционных трендов, сейчас все больше инфраструктурных проектов в отрасли реализуются через инструменты проектного финансирования и государственно-частного партнерства (ГЧП). В БРК, к слову, первый проект в формате ГЧП реализовали еще в 2019 году - финансирование инвестпроекта по обеспечению широкополосным доступом в интернет сельских населённых пунктов по всей стране. Заемщиками тогда выступили ТОО SilkNetCom и АО «Казахтелеком».

Открытие кредитной линии ТОО SilkNetCom  - Kapital.kz

Открытие кредитной линии ТОО SilkNetCom

- Сколько проектов в сфере транспорта, логистики и связи сейчас в портфеле БРК? Есть ли фундаментальное отличие оценки и структурирования таких проектов от всех остальных?

- Отличия есть всегда, это касается не только проектов в разных сферах, но и тех, что находятся внутри одного портфеля. Наверное, это связано с тем, что все проекты Банка уникальны по своим масштабам, размаху и социально-экономическому, стратегическому значению.

Тем не менее проекты в сфере транспорта, логистики и связи имеют определенные фундаментальные отличия, требующие особых способов поддержки, поскольку развитие данного направления по большей части необходимо государству, а не бизнесу. Проблема в том, что такие проекты отличаются высокой капиталоемкостью при достаточно низкой маржинальности и отсутствии залогов. Следовательно, для БВУ и большинства финансовых компаний они рискованные и неприбыльные, грубо говоря, окупаются они не за год и два, тут счет идет на десятилетия. Другая особенность – острая социальная направленность таких проектов. Опять же, для финансирования подобных инфраструктурных проектов требуется «дешевое» и «длинное» финансирование именно в тенге. И наконец — не стоит забывать о том, что транспорт, логистика и связь — это «руки и ноги» экспортно ориентированных предприятий, без которых не может быть и речи о развитии производственной инфраструктуры, обрабатывающей промышленности и увеличении экспорта продукции «Made in KZ».

Для БРК, как главного института развития, предоставляющего лучшее финансирование в национальной валюте, напротив, такие проекты входят в мандат. Именно поэтому мы стараемся увеличивать их количество в своем кредитном портфеле, на сегодняшний день по отрасли транспорта, логистики и связи у нас 14 действующих проектов.

Магистральный газопровод Сарыарка  - Kapital.kz

Магистральный газопровод Сарыарка

В частности, это такие проекты, как приобретение пассажирских вагонов и электропоездов АО «Вагонсервис», строительства магистрального газопровода «Сарыарка» АО «АстанаГаз КМГ», строительство транспортно-логистического центра в Шымкенте и модернизация ТЛЦ в Нур-Султане ТОО Continental Logistics, внедрение сетей LTE/GSM/UMTS и обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов страны и другие.

Транспортно-логистический центр в Шымкенте   - Kapital.kz

Транспортно-логистический центр в Шымкенте

- Как Вы привлекаете новых заемщиков, какие особенные условия кредитования предлагаются для стимулирования развития отрасли?

- Принимая во внимание миссию БРК - содействие устойчивому развитию национальной экономики путем осуществления инвестиций в несырьевой сектор страны, в том числе через структурирование крупных инфраструктурных и индустриальных проектов, немногие финансовые организации в регионе могут составить нам конкуренцию. При этом мы не ставим перед собой цели по максимизации прибыли, всегда держим в приоритете проекты, имеющие социальное значение, обладаем гибкими требованиями к потенциальным заявителям, придерживаемся лояльной политики по залоговому обеспечению, а также предоставляем широкую линейку инструментов. По этой же причине наши проекты, особенно при их зарождении, не привлекательны для БВУ. Следовательно, наши заемщики приходят к нам целенаправленно, уже зная о наших условиях.

Транспортно-логистический центр в Нур-Султане  - Kapital.kz

Транспортно-логистический центр в Нур-Султане

Касательно стимулирования развития транспортно-логистического комплекса, команда фронт-офиса Банка на регулярной основе обговаривает с отраслевым министерством план развития отрасли, чтобы быть в курсе и исходить из потребностей страны, включая социальные потребности населения. Дальше ищем инвесторов или подходящие источники финансирования проекта.

- Поменялся ли Ваш подход к рассмотрению проектов за время пандемии и карантина?

- Из-за пандемии коронавируса кардинально поменялась наша жизнь, соответственно такие глобальные изменения не могли обойти стороной нашу работу и бизнес-процессы Банка в целом. Тем не менее, благодаря своевременному реагированию со стороны топ-менеджмента и руководства Банка, мы смогли оперативно перестроиться и организовать финансирование проектов в онлайн-формате, так как понимали, что нельзя останавливаться и задерживать строительство проектов, например, таких как обеспечение интернетом сельских населенных пунктов, которые иначе могли остаться отрезанными от внешнего мира из-за карантина. Мы полностью перешли на онлайн-встречи, даже появились шутки, что мы можем одобрить проект и даже не увидеть заемщика «в живую».  

- На первый взгляд складывается ощущение, что проекты в транспортной сфере больше всего пострадали от негативных последствий пандемии, так ли это? Как Ваши текущие заемщики переживают кризис?

- Я думаю, что каждый банкир скажет то же самое о своем направлении, потому что экономика в целом сильно пострадала от пандемии. Что касается проектов в транспортной сфере, то это определенно так. Вы же помните, что бизнес-активность упала практически до нулевого уровня, движение товаров не осуществлялось, и, как следствие, резко упали доходы транспортных компаний.

Банк со своей стороны провел стресс-тестирование, мы сформировали детальный план антикризисных мер по каждому проекту, настроили максимально индивидуальный подход к каждому из наших клиентов – все это и помогло нам и нашим заемщикам благополучно пережить первые волны пандемии. На текущий момент проблемных проектов в портфеле транспортно-логистического направления, включая отрасль связи, не имеется.

- Расскажите о новых проектах/планах на 2021 год.

- Сейчас мы работаем над еще одним стратегически важным проектом, направленным на создание инфраструктуры для развития современной торговой системы, которая обеспечит насыщение отечественного рынка качественной продукцией и предоставит продовольственную безопасность для населения.

В 2021 году продолжим активную работу по усилению сотрудничества с правительством, заемщиками и партнерами для того, чтобы в обозримом будущем в каждом казахстанском доме были интернет и газ, а транспортная инфраструктура страны достигла уровня развитых государств.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.