Вопрос взаимного признания национальных цифровых подписей в странах Евразийского экономического союза остается открытым. На сегодня, как пояснил корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Арман Шаккалиев, взаимное признание обеспечено только между Беларусью и Россией, проведено тестирование технической возможности признания электронной цифровой подписи между Арменией и Россией.
«В целях реализации положений Договора о союзе также разработаны проекты планов взаимного признания электронных цифровых подписей, изготовленных в соответствии с законодательством Армении и Кыргызстана другими государствами-членами союза. Их реализация позволит упростить порядок участия потенциальных поставщиков из одних государств-членов союза в государственных (муниципальных) закупках других государств-членов ЕАЭС», - добавил Арман Шаккалиев.
По указанным проектам идет процесс согласования с уполномоченными органами государств-членов союза, продолжил наш собеседник. На каком этапе находится работа по признанию казахстанской национальной цифровой подписи в странах союза, Арман Шаккалиев не уточнил.
Кроме снижения барьеров при госзакупе взаимное признание ЭЦП должно было ускорить формирование трансграничного пространства доверия. У отечественных бизнесменов это вызывало надежду на упрощение товарооборота и экспансии на рынках стран-членов ЕАЭС.
«Взаимное признание электронной цифровой подписи в процессах товарооборота – это необходимая составляющая экспорта и импорта. Ориентированность страны на экспорт невозможна без цифровых инструментов. ЭЦП должна стать ускоряющим фактором. Выгода, которую мы получим – это интеграция с внешним миром. Цифровая технология меняет все, чего она касается», - отметил председатель правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Арман Абдрасилов.
Признание ЭЦП между странами позволит обеспечить безбумажный оборот документов, добавляет и.о. председателя правления АО «НИТ» Дияс Кадыров. Например, таких как договоры между бизнесами на импорт-экспорт, счета-фактуры, позволит открывать счета в банках, получать нерезидентам государственные услуги, принимать людей на работу в онлайн-формате и многое другое.
«Некоторые казахстанские IT-компании на сегодняшний день тестируют такие решения в рамках взаимного сотрудничества. Бизнесмены уверены, что цифровая среда позволит сформировать единое пространство, в рамках которого станет возможно работать и заниматься бизнесом без физического перемещения и пересечения границ, что крайне актуально в нынешних условиях», - добавил Дияс Кадыров.
«Мы являемся производителями программного продукта, в котором физическое взаимодействие людей заменяется электронными процессами. Пандемия показала, что чем меньше ты отвлекаешься на обслуживающие процессы, тем больше у тебя времени на то, чтобы заниматься бизнесом, обсуждать его аспекты и подыскивать оптимальный способ заключить контракт. Чем больше стран поймут преимущества ЭЦП для бизнес-сотрудничества, тем более эффективным оно будет», - сказал генеральный директор Arta Software Бауржан Алпысбаев.
В качестве примера он привел автоматизацию процессов приема и обработки заявок для одного из своих клиентов - АО «Qazindustry», которое в период ЧС и локдауна из-за пандемии не прекратило свою деятельность, принимало и обрабатывало заявки, заверенные с помощью ЭЦП.
«Для цифровой экосистемы Казахстана признание национальной ЭЦП в рамках ЕЭК значимо, потому что является важным витком в развитии межгосударственных отношений, - добавил Бауржан Алпысбаев. – Конечно, не на последнем месте стоит возможность получить конкретные прямые выгоды. Если раньше для того, чтобы заключить договор или удостоверить какое-то действие для обеих сторон, нужно было личное присутствие или обязательный физический контакт, то с повсеместным развитием электронной цифровой подписи это можно сделать дистанционно. В современном бизнесе скорость принятия решений – это важный фактор взаимодействия партнеров».
Напомним, согласно статье 88 Договора о Евразийском экономическом союзе, одним из принципов регулирования в сфере государственных закупок определено обеспечение беспрепятственного доступа потенциальных поставщиков и поставщиков государств-членов союза к участию в закупках, проводимых в электронном формате, путем взаимного признания электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством стран.