USD
448.56₸
+0.670
EUR
478.03₸
+1.250
RUB
4.79₸
BRENT
89.95$
+0.060
BTC
62661.90$
-804.000

Промо бьет по ценам

Производители и сети вкладывают большие средства в увеличение количества акций и размер скидок

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Одна из самых важных тем в коммерции – правильное ценообразование и эффективные промоакции. В Казахстане покупатели больше обращают внимания на стоимость, отслеживают изменение цен и склонны покупать более дешевые товары, чем потребители в Германии. Это называется ценовой эластичностью, рассказал эксперт по продвинутой аналитике Nielsen Казахстан Азамат Мураталиев. Стараясь подстроиться под подобное поведение казахстанцев, производители все больше инвестируют в промоакции и порой теряют на этом деньги. В то время как покупатели, привыкая к промо, уже не хотят покупать товар по базовой цене.

«Для примера возьмем 100 единиц какого-то товара, цена на который снизилась на 10%. В результате продажи выросли на 20 единиц. Эластичность в данном случае – это дополнительные 20 единиц товара, деленные на 10, в итоге мы получаем коэффициент минус 2. Казахстан обладает эластичностью -3,1 и это достаточно высокий показатель, в то время как в той же Германии эластичность равна 0,1. Это значит, что когда в Германии цена на товар поднимается, то большинство покупателей все равно продолжат его покупать», – рассказал Азамат Мураталиев.

Казахстанским компаниям сферы FMCG важно понять такой момент, продолжил он. Если они отказываются от покупки из-за удорожания товара, то как дальше поступят: отложат ее до лучших времен или отдадут предпочтение более дешевому аналогичному товару конкурентов?

«Nielsen Казахстан выяснила, что 58% казахстанцев переключаются на более дешевый аналог. В Германии таких людей всего 15% и это притом, что общая эластичность там и так низкая. Такое поведение побуждает компании FMCG использовать промоакции в Казахстане как основной инструмент продвижения своей продукции», – отметил Азамат Мураталиев.

Но дело в том, что со временем покупатели привыкают к постоянным промоакциям и без них отказываются приобретать товар бренда, который активно пользуется этим инструментом.

«В последнее время наши клиенты все чаще стали говорить о том, что нужно стремиться к органическому росту и понемногу сокращать долю промопродаж для того, чтобы избежать промоспирали. Но легче сказать, чем сделать. Казахстан является высокоэластичным рынком, можно сократить промоакции до какого-то уровня, но полностью от них отказаться невозможно», – считает спикер.

Реальность такова, что в непродовольственном секторе 53% продаж обеспечили промо. В продовольственном секторе 32%, но это все еще значимая доля. Производители и сети вкладывают большие средства в увеличение количества промоакций и размер скидок.

«По данным Nielsen Казахстан, 67% промоакций не окупаются», – заметил Азамат Мураталиев.

Бывает так, что из 12 промоакций в год те, которые проводятся с января по август, не приносят прибыли, даже оказываются убыточными. И лишь последние 4 акции в конце года становятся доходными, добавил он.

Поведение покупателей после первого карантина изменилось, отметила в свою очередь коммерческий директор Nielsen Казахстан Мадина Сейсенгалиева. В результате исследования «Shopper Trends», которое эксперты Nielsen Казахстан провели в Алматы, Нур-Султане, Актобе и Шымкенте, выяснилось, что они стали более рациональными, рассказала Мадина Сейсенгалиева. До коронавируса 80% опрошенных в этих городах потребителей планировали покупки до похода в магазин, писали шоп-листы. Но, несмотря на свои планы, 70-80% из них выходили с большим количеством товаров в тележке, чем намечали, и были сильнее подвержены импульсивным покупкам.

«В этом году после первого карантина покупатель также планирует свои покупки, пишет шоп-листы, но меньшее количество людей делают незапланированные покупки внутри магазина, то есть они стали экономить. Это связано с тем, что уровень неопределенности в 2020 году очень высок, а реальный уровень доходов населения продолжает падать. Каковы основные стратегии экономии нашего покупателя?» – озвучила вопрос Мадина Сейсенгалиева.

На первом месте покупка только самого необходимого и отказ от излишеств. В Алматы так поступают 80% опрошенных, в столице – 84%, в Актобе – 78%, в Шымкенте – 81%. Если говорить о тех, кто, несмотря на свой список, покупает больше запланированного, то в Алматы это 55% респондентов, в Нур-Султане – 56%, в Актобе – 61%, в Шымкенте – 59%.  

«Это свидетельствует о том, что у покупателей реального дохода стало меньше и поиск товара по сниженной цене и промоакциям – осознанная стратегия. Чувствительность к промоакциям выросла во всех 4 городах, где мы проводили исследование», – заметила спикер.

По ее словам, есть 3 категории покупателей. Первая – часто покупают товары разных брендов из-за промоакций. В Алматы и Шымкенте к ней относится 6% опрошенных, в столице и Актобе – 5%. Вторая – те, кто редко ходят в разные магазины, но, совершая покупки, активно ищут промоакции. Так в Алматы поступают 39% участвовавших в исследовании, в Нур-Султане – 47%, в Актобе – 49%, в Шымкенте – 36%. Третья категория – покупатели, которые ходят в разные магазины в зависимости от того, где предлагают промоакции. В Алматы к ней относятся 28% респондентов, в Нур-Султане – 22%, в Актобе – 20%, в Шымкенте – 32%.

«По нашим данным, полученным от крупных торговых сетей, промодавление растет каждый год. И 2020 год не исключение: из-за того, что трафик падает и снижается средний чек, покупатель чувствует себя все неуверенней, поэтому производители все больше инвестируют в промо. По продовольственным товарам ситуация такова, что 25% из них продается по сниженной цене и только 74% по регулярной стоимости. Если рассмотреть средства личной гигиены и по уходу за домом, то есть непродовольственную часть FMCG, то тут ситуация еще хуже. В этом году 48% продаж прошли по промоакциям, и только половина происходила по регулярной цене», – сказала Мадина Сейсенгалиева.

В целом есть категории, где уровень промотируемости составляет 60-70% даже в Казахстане, добавила она.

«У промо, как у медали, есть две стороны. С одной – этот инструмент может помочь компании достичь нескольких целей: увеличение продаж или доли на рынке, рост потребления в категории в целом. Но промо может привести к ненужным ценовым войнам, а покупатели не будут приобретать товары по регулярной цене, а ждать промо на них», – подытожила Мадина Сейсенгалиева.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.