Еще лет десять назад основную массу самозанятого населения Казахстана составляли фермеры, однако сейчас ситуация изменилась. С каждым месяцем становится все больше мастеров по ремонту техники и профессиональных строителей-ремонтников, большинство из которых зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Как произошла эта трансформация?
По данным министерства труда и социальной защиты населения, озвученным в начале августа в правительстве, количество официальных безработных по сравнению с началом года выросло в 8 раз. Каждый месяц более 60 тыс. человек обращаются в центры занятости в поисках работы. Сдерживать рост безработицы удается за счет реализации программ «Енбек» и «Дорожная карта занятости».
Маркетплейсы, позволяющие клиентам и мастерам найти друг друга для выполнения разовых заказов, помогают государству бороться с безработицей, считает участник Astana Hub, основатель и директор signedup.me Артур Ержанов.
Сегмент C2C в период пандемии и карантинов остался самым стабильным на рынке: каким бы не было финансовое положение граждан, они вызывают мастера, чтобы починить вышедшую из строя технику, менять раковины и наклеить обои дома. Проще и выгоднее всего это сделать именно через маркетплейс.
О растущей популярности маркетплейсов косвенно свидетельствуют цифры. Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, с 2010 по 2017 год численность самозанятых сократилась с 2,7 млн до 2,1 млн человек. Основное снижение произошло за счет сокращения числа самозанятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве на 900 тыс. человек за 10 лет. При этом количество самозанятых в строительстве, промышленности и профессионально-технической сфере за тот же период выросло на 40 тыс., 8 тыс. и 9 тыс. соответственно.
Число официально зарегистрированных самозанятых в данных сферах растет. По данным на конец 2019 года, самозанятыми в строительстве числятся 157 541 человек, в сфере профессиональная, техническая и научная деятельность – 20 167 человек, промышленность – 50 878 человек. При этом общее число самозанятых – почти 2,1 млн человек по итогам второго квартала текущего года. Большинство этих людей зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и регулярно нуждаются в источниках заработка.
Роль площадок С2С в обозримой перспективе будет значительно расти и в Казахстане, считает Артур Ержанов. Главное, на что нужно обратить внимание разработчикам таких площадок, – это способность адаптироваться под нужды пользователей, помогать специалистам получить работу, а заказчикам – найти компетентных мастеров.
«В отличие от крупных специализированных компаний, маркетплейс не является работодателем для исполнителей. Он лишь соединяет исполнителя и заказчика, из-за этого цена на сайте всегда будет ниже, чем на сайтах специализированных организаций, а сроки выезда и другие условия будут более удобными для пользователя», – сказал наш собеседник.
Одна из проблем многих площадок состоит в том, что стоит клиенту разместить заказ, как на него обрушиваются сотни откликов. И он вынужден тратить много времени на то, чтобы изучить анкеты исполнителей, продолжил он.
«Главная проблема для исполнителей – комиссия за отклики. Если вы откликнулись на заказ, это не дает никаких гарантий того, что наймут именно вас», – сказал Артур Ержанов.
Безусловно, у маркетплейсов по поиску заказов есть определенные недостатки, причем как для клиентов, так и для исполнителей. Если говорить о клиентах, то людей больше всего волнуют качество и физическая безопасность, добавил он.
При этом с точки зрения взаимодействия заказчика и исполнителя удобно, когда второй проходит проверку на сайте.
«При регистрации в качестве исполнителя мы просим пользователей предоставить нам фотографии удостоверения личности. Каждая анкета исполнителя проверяется нашими модераторами, которые сравнивают данные в документе с данными, указанными пользователем в форме на сайте или в мобильном приложении. Работать могут лишь те, кто пройдет эту проверку. Вторая опция для безопасности пользователей – сделка без риска», – пояснил Артур Ержанов.
Заказчик создает сделку без риска, и оговоренная сумма списывается с его карты, но не поступает напрямую на карту исполнителя, а резервируется на специальном счете в платежной системе. Деньги списываются только тогда, когда исполнитель успешно завершает заказ, подытожил он.