Модернизация отечественных НПЗ скажется на стоимости бензина. Такой прогноз экономист Института политических решений Сергей Смирнов озвучил в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz.
Например, поставляемый в республику белорусский бензин класса Евро-4, Евро-5 почти вдвое дороже казахстанского, говорит экономист.
«Надо помнить о том, что модернизация заводов производится на заемные средства и возвращать эти деньги надо будет с процентами. Как эти инвестиции отразятся на конечной цене бензина, власти пока умалчивают. Скорее всего, они будут включены в стоимость топлива», - подчеркнул Сергей Смирнов.
Модернизация НПЗ стоимостью свыше 6 млрд. долларов (в 2009 году она оценивалась в 4 млрд. долларов) предусматривает увеличение годового объема нефтепереработки с текущих 13,7 млн. тонн (из которых почти половина – российская нефть) до 19,5 млн. тонн и переход на выпуск топлива стандартов «Евро-4» и «Евро-5».
Экономист напоминает, что по уверениям властей, в результате будет не только насыщен внутренний рынок, но также у Казахстана появится возможность экспортировать высокооктановое топливо.
Однако, говорит Сергей Смирнов, непонятно где будут брать необходимые объемы сырья для переработки, поскольку существующая в стране налоговая система стимулирует нефтяные компании к экспорту добываемой нефти, а не увеличению загрузки отечественных НПЗ.
У Казахстана, по словам эксперта, нет рычагов, которые могли бы заставить работающие у нас иностранные добывающие компании поставлять нефть на отечественные НПЗ.
Экономист считает, что «КазМунайГаз», добывающий сегодня около 22 млн. тонн нефти, вряд ли сможет обеспечить полную загрузку заводов.
«Нацкомпании необходимо поставлять нефть на принадлежащие ей НПЗ в Румынии, да и от продажи сырой нефти за рубеж она не откажется, так как это приносит больше дохода, чем переработка нефти в Казахстане», - пояснил Сергей Смирнов.
Венера Гайфутдинова