ОПЕК планирует ослабить условия сделки на фоне увеличения спроса на нефть – в картеле уверены: не увеличивая добычу, можно уступить часть рынка американскому сланцу, который, несмотря на некоторые банкротства, так никуда и не ушел, как кто-то надеялся. Аналитики прогнозируют цену барреля в $100 и даже $150 – а это значит, что в Казахстан снова потекут желанные нефтедоллары. Если до этого времени не будет принято бюджетное правило, позволяющее стерилизовать нефтяные доходы, – о диверсификации экономики можно будет забыть.
Впрочем, до $150 за баррель еще надо дожить – это прогнозы на неопределенно отдаленное будущее, и чтобы они сработали, нужно сочетание ряда факторов. Первый – очень ограниченная добыча. Второй – разгон инфляции, который будет подрывать стоимость валюты, в частности доллара. Первый пункт возможен на фоне глобального снижения инвестиционных расходов в нефтегазовой сфере – разведка замерла, темпы бурения месторождений уменьшены. Объемы добычи в США снизились от пиковых уровней марта, но перестали падать уже в июне. Обвал инвестиций в нефтегазовой отрасли обещает сказаться на добыче в более долгосрочной перспективе. И это логически верный подход. Однако этого так и не произошло после 2009 года и может привести к намного менее резкому обвалу добычи. Второй – мечта Трампа, который спит и видит доллар дешевым. Однако пока ни запредельный баланс ФРС, ни другие стимулирующие меры, даже единоразовые выплаты всему населению, инфляцию сильно не разогнали.
Более реальным выглядит прогноз цен в диапазоне $35-45 до конца года и восстановление до $50-60 к концу 2021 года. На цены сейчас влияют темп восстановления спроса и объемы предложения. Спрос восстанавливается, но очень неровно и полностью игнорируя новые вызовы коронавируса – эпидемиологическая ситуация в США не может не настораживать. Подобные волны роста и снижения спроса на нефть могут влиять на рынок ближайшие месяцы, пока страны не нащупают верный баланс реагирования на рост заболеваемости и при этом не закручивать чрезмерно гайки в экономике.
Рост спроса спровоцировали Китай и Индия, а также покупка рядом стран нефти в резервы. В июне спрос на нефть в Поднебесной вырос на 0,7 млн баррелей в день, в Индии – на 1,1 млн баррелей в день. К сожалению, это совершенно не означает, что вторая волна вируса не сможет захлестнуть Китай снова, подрывая спрос на нефть и роняя цены.
Повышение цен на нефть и восстановление мировых рынков помогло тенге стать ниже 400 за доллар. Однако позже из-за ослабления рубля тенге отступил от этих показателей, а до конца года его вряд ли ждет значительное укрепление – экономика Казахстана, согласно оценкам, будет восстанавливаться осторожно и долго, а диверсифицировать ее быстро не удастся. Настолько осторожно, что вряд ли вернется на уровни 2019 года до конца 2021-го.
Пока нефтяные доходы незначительны и дыры в бюджете покрываются из Нацфонда самое время принять бюджетное правило, которое позволит в несомненно светлом будущем с высокими ценами на черное золото – полностью стерилизовать бюджеты от нефтяных доходов. Ни один вид дохода от продажи нефти не должен попадать напрямую в бюджет. Такое правило позволило, например, России прийти к профицитному бюджету. Это особенно актуально в условиях, когда президент распорядился прекратить тратить Нацфонд на покрытие дефицита бюджета.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане