В апреле «Центр развития торговой политики «QazTrade» Министерства торговли и интеграции РК запустил программу экспортной акселерации для отечественных компаний. Программу планируется реализовать до 2025 года. В рамках первого этапа будут отобраны компании в сфере пищевой промышленности. Акселерация будет полезна и тем, кто уже экспортирует продукцию, но хочет найти для себя новые рынки, и новым игрокам. Основное условие – иметь готовую продукцию, которую можно предложить заграничному покупателю. То есть предприятие должно выпускать продукцию надлежащего качества и оформления, иметь достаточный объем товара. Программа будет сфокусирована не на разовой поставке партии на экспорт, а на налаживании долгосрочного канала сбыта зарубежным покупателям. Подробнее об условиях участия корреспонденту «Капитал.kz» рассказал руководитель проектов экспортной аналитики АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» Шынгыс Торез.
- Шынгыс, расскажите, пожалуйста, о цели программы акселерации.
- Мы хотим, чтобы количество предприятий,
ориентированных на несырьевой экспорт, увеличивалось. На данный момент в нашем
списке около 400 активных экспортеров. Есть бизнесмены, которые только один раз
в год экспортируют, есть такие, которые осуществляют нерегулярные поставки в
малых объемах. Мы хотим их привлечь. Также из денежных целевых индикаторов –
это увеличение налоговых поступлений за счет совершения экспортных поставок.
- Когда начнется конкурсный отбор?
- Сейчас у нас идет этап сбора заявок. Для этого
необходимо заполнить анкету на сайте export.gov.kz. Мы планируем, что уже в
конце июня завершим для этого потока собирать заявки, дальше уже начнется этап
отбора. Мы сейчас максимально стараемся все переводить в цифровой формат, чтобы
все было прозрачно и завтра все видели, кто подавал заявку, кто прошел, кто не
прошел. Кто не пройдет – получит от нас рекомендации и обоснование, из-за чего
он не прошел. У нас в Facebook есть отдельная страничка QazTrade Accelerator, где мы выкладываем каждый наш шаг по проекту.
- Каковы основные направления программы?
- Одна из
задач – адаптация продукта под конкретный рынок. Другая задача – заключение
межправительственных соглашений. Это в случае, если одна страна не принимает от
нас этот товар. Например, попасть на китайский рынок очень сложно. Но мы будем
стараться сделать наш товар конкурентоспособным и выйти на необходимый рынок.
- По каким критериям будете отбирать
участников программы?
- Самый главный критерий – иметь налаженное
производство продукции и качественный, безопасный товар. Мы знаем, что все наши
микро- и крупные предприятия в Китае, там, где рынок большой, могут оказаться
микропредприятиями. Потому что Китай требует от нас большого объема продукции и
непрерывных поставок. Это самое основное. Еще один из важных факторов – это
ответственность самих предпринимателей. Сначала они подают заявку, потом мы им
направляем анкетные вопросы, какой товар, объемы, на какой рынок. И если наши
планы по экспортному направлению будут совпадать, тогда мы это предприятие
берем на поток. Остальным предприятиям мы не говорим, что они не прошли, они
автоматически зачисляются в резерв, и мы до следующего этапа акселерации с ними
будем работать. Они уже предварительно отбор прошли. У нас имеется база
производителей готовой продукции, и параллельно с этим формируется резерв. Ни
одно предприятие без помощи не останется, будем формировать пул для следующего
потока.
- Можете назвать примерную цифру, насколько вырастут налоговые поступления в результате реализации программы?
- Сейчас невозможно точно сказать, потому что
программа находится на этапе согласования с госорганами. Но мы ожидаем, что
нашей программой будет охвачено порядка 1 тыс. предприятий до 2025 года. Мы
сейчас не знаем масштаб предприятий, насколько увеличится экспорт товаров.
Прогнозы делать сложно. Помимо денежных поступлений в бюджет, планируется
достижение такого косвенного эффекта, как создание рабочих мест, увеличение
производства. Еще одним эффектом акселератора будет налаживание экосистемы. Для
того чтобы экспортировать, нам нужны постоянные объемы и синхронизация работы
трех госорганов – Минсельхоза, Мининдустрии и Минторговли. Мы будем на каждом
этапе сопровождать экспортеров и оказывать им поддержку. Кроме того, проводится
работа по формированию базы барьеров, начиная от проблем на производственном
цикле и заканчивая последней отгрузкой, данные вопросы будут выноситься для
обсуждения на правительственном уровне.
- По вашим прогнозам, на какой процент
ожидается увеличение экспорта?
-
Согласно нашему плану, до 2025 года экспорт несырьевых товаров и услуг вырастет
до 41 млрд тенге. Последний год мы закрыли с отметкой по размеру экспорта в
объеме 15,1 млрд тенге.
- Сколько компаний будет охвачено акселерацией?
- До 2025
года 1050 компаний будет охвачено акселерацией. Мы будем брать в работу только
те компании, которые имеют желание выйти на экспорт, эффективно участвовать в
данной программе. От потока к потоку отрасли будут меняться. Сейчас в рамках первого
потока будет идти обор в сфере пищевой промышленности. Заявки принимаются
круглогодично. Временных пауз в нашей программе не будет. Например, если после
пищевой промышленности соберутся предприятия легкой промышленности – они уже
будут в резерве, и следующий поток мы сформируем и начнем с этого направления.
Потом уже нефтехимия, машиностроение. Через какое-то время мы снова вернемся к
экспорту пищевой промышленности. То есть это будет циклично. В рамках первого потока мы предполагаем, что более 35
компаний будет отобрано. В качестве экспортного направления мы предполагаем
китайский рынок, потому что со стороны Поднебесной идет очень хороший спрос на
наши пищевые продукты. Те компании, которые будут участвовать и подавать
заявки, – они все будут получать рекомендации от нас. Поэтому нам важно сейчас,
чтобы наши потенциальные экспортеры о нас услышали. Отметим, что проект будет
длиться не только до конца этого года, так как экспортные контракты, мы знаем,
не сразу подписываются. Иногда их подписания приходится
ждать целый год.
- В чем
будет заключаться задача менторов?
- Среди наших консультантов отраслевые,
юридические, финансовые и маркетинговые эксперты, упаковщики, специалисты в
области модернизации и оптимизации проектов. Такие консультанты будут
полноценно работать, к каждому будет подобран индивидуальный подход. Мы
диагностируем предприятие, узнаем слабые и сильные стороны. В работе делаем
больший упор на качество, и эта программа отличается от других программ тем,
что она практикоориентирована.
- Расскажите о коучах. Это будут иностранные или местные
специалисты?
- Будут и местные, и иностранные. Местные будут
консультировать по отраслям, иностранные – по целевым рынкам. База экспертов,
менеджеров-консультантов в пищевой промышленности уже сформирована. Те,
которые, например, знают рынки Китая и России хорошо. Мы по ним будем
прорабатывать, они будут искать контрагентов. Эксперты будут рассматривать,
насколько конкурентоспособен данный товар на целевом рынке.
- Сколько времени займет процесс акселерации?
- До конца года акселерацию пройдет один поток.
Мы планируем вывод продукции на ярмарку SEAL EXHIBITION CHINA 2020, которая состоится
в сентябре по пищевой промышленности, она проходит во Франции и в Китае. Также
на шанхайскую выставку, которая планируется в этом году. В целом после этих
выставок мы дальше будем прорабатывать. Но, как я уже говорил, экспортные
контракты не сразу подписываются, предприниматель уже будет знать, над чем ему
надо работать, будет знать своих контрагентов. Приоритетные рынки сбыта в сфере
АПК – Китай и Россия. Сейчас у нас идет анализ рынков. Мы исследуем доступ к
разным рынкам – Европа, АСЕАН, арабские страны, Китай, ЕАЭС. По всему миру
акселераторы показывают хорошие результаты в целом. В европейских странах,
Канаде, Америке акселерация осуществляется полностью за счет предпринимателей.
В России есть программа – там несколько каналов акселераторов. Так вот они
берут 20% взноса у предпринимателя, остальные 80% выделяет государство. У нас
пока полностью акселерация со стороны государства. Программа реализуется
абсолютно безвозмездно и позволит участникам максимально совершенствовать свои
компетенции в ведении внешнеэкономической деятельности, составлении
внешнеторговых контрактов, продвижении товара на внешнем рынке, документальном
оформлении товара и во многих других нюансах экспорта. Сейчас мы ориентированы
на достижение эффективности программы. На данном этапе планируем методологию
адаптировать под казахстанские реалии. Думаю, даже найдутся предприниматели,
которые захотят за свои деньги через акселерацию пройти.