USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.78$
-0.010
BTC
96247.20$
+886.000

Кайнар Тайжанов: 90% казахстанских биопродуктов уходит на экспорт

Органическое производство дороже традиционного, рассказал заместитель главы Национального центра аккредитации

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сила земли

Сила земли

Мировое производство органической продукции в последние годы поступательно растет. По данным Исследовательского института органического сельского хозяйства (Research Institute of Organic Agriculture), с 2016 года оно увеличилось на 15,5%. При этом общий объем рынка биопродуктов, по прогнозам института, может вырасти до $212 млрд к началу 2021 года. Однако в Казахстане экопродукты не пользуются большим спросом, рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz» заместитель генерального директора ТОО «Национальный центр аккредитации» Кайнар Тайжанов.

- Кайнар Нуралыевич,  сегодня много говорится о производстве органической продукции. Насколько оно развито у нас?

- Учитывая, что органическим земледелием сегодня занимаются порядка 70 производителей на площади в 270 тыс. га, можно сказать, что это развивающееся направление. Другое дело, что биопродукты не находят массового спроса внутри страны,  поэтому 90% уходит на экспорт. В среднем органическое производство на 40%  дороже традиционного и наши потребители не могут себе этого позволить в отличие от жителей Евросоюза, Китая, США. В этом году оборот мирового рынка органической продукции превысил $100 млрд, доля Казахстана составляет $10 млн, это очень мало. И все же это прибыль, стоимость органических продуктов растет во всем мире.

- Многие фермеры отмечают, что в стране нет лабораторий, готовых выдавать  сертификаты на органическую продукцию, поэтому рынок экопродуктов не сформировался. 

- Если вы помните, в 2016 году был принят  Закон РК «Об органическом земледелии».  Однако это очень усеченный документ, который не в полной мере соответствует международным стандартам производства органической  продукции. У нас есть порядка трех стандартов качества органической продукции, однако основаны они не на требованиях ВТО. Например, есть знак органической продукции, но не качества самого продукта, а только упаковки.  В итоге фермеры вынуждены заниматься производством и экспортом продукции, соответствуя казахстанскому и европейскому законодательствам. Что касается внутреннего рынка, то здесь, еще раз повторю, многое зависит от наличия массового спроса, которого нет. Чего не скажешь о халал-продуктах, которые тоже относятся к органической продукции и пользуются большой популярностью среди населения нашей страны. 

Кайнар Тайжанов: 90% казахстанских биопродуктов уходит на экспорт 329128 - Kapital.kz

- В Казахстане  принято 7 национальных стандартов в области халал-производства. В чем заключается польза принятых ГОСТов?

- Популярность продукции халал растет, и вместе с этим выявляются недобросовестные производители данного вида продуктов. Часто покупатели не уверены в подлинности халал-мяса или халал-колбасы, в связи с чем мы постепенно настраиваем эту систему. Кроме того, наша цель заключается в том, чтобы как можно больше стран знали о казахстанской сертификации «Халал».  В этом году мы вступили в международную организацию «IHAF» по выпуску халал-продукции. В скором времени наши партнеры по организации проведут оценку того, насколько наш сертификат соответствует международным  требованиям. Положительные оценки откроют для казахстанских предпринимателей новые международные рынки сбыта.

- Сколько удалось экспортировать халал-продукции из Казахстана в последнее время?

- 22 тонны мяса было отправлено в Абу-Даби в конце 2019  года. На сегодняшний день порядка  трех казахстанских производителей на регулярной основе экспортируют красное мясо в ОАЭ согласно их требованиям. На мой взгляд, если объединить рынки «халал» и органических продуктов, то в совокупности можно выйти на мировой рынок с объемом в $22 млрд. Поэтому в данном направлении еще нужно работать, тем более что к мясу из  Казахстана проявляют интерес представители не только исламских стран, но и Запада.  Наш халал на Западе ассоциируют с органической продукцией высокого качества.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.