Китай после восстановления своей экономики, вероятно, перейдет от выжидательной тактики к активным действиям для возвращения своих позиций. КНР сможет предложить другим странам, прежде всего развивающимся и наиболее пострадавшим от кризиса, новые технологические решения и свой рынок в обмен на лояльность. Как рассказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz китаист, главный эксперт программы китайских и азиатских исследований ИМЭП Антон Бугаенко, Центральная Азия в целом, и Казахстан в частности, может как выиграть от происходящих процессов, так и столкнуться с трудностями в новой геополитической реальности.
- Антон, из-за пандемии COVID-19 страны закрылись в прямом и переносном смысле для борьбы с вирусом. Но именно коронакризис сейчас формирует геополитические тренды. Или я не права?
- Геополитика сегодня формируется на фоне противостояния Китая и США, а именно разгоняемой Штатами синофобии и последующей «агрессивной обороны» КНР. Это разделило мировое сообщество на два лагеря в той сфере, где такого раньше не наблюдалось – в межчеловеческих коммуникациях. Предполагаю, что в мире будут наблюдаться несколько разнонаправленных тенденций. Регионализация мировой экономики станет новым трендом и приведет к созданию нескольких почти независимых центров притяжения. Это будет способствовать появлению настоящей многополярности в мировой экономике.
- Как складывающаяся ситуация скажется на Центральной Азии и на Казахстане в частности?
- Страны ЦА и Казахстан могут как выиграть от происходящих процессов, так и столкнуться с трудностями в новой геополитической реальности. Основная трудность будет заключаться в том, что все сложнее будет лавировать между великими державами, соперничество которых усиливается. Уже сейчас можно наблюдать, как информационная война между США и Китаем, проходившая ранее на глобальном уровне, спустилась в Центрально-Азиатский регион. До этого глобальное соперничество между двумя центрами силы обходило стороной Центральную Азию и Казахстан.
- Казахстанско-китайские отношения всегда поддерживались на самом высоком уровне. Нас ведь связывает не только товарооборот, который в последние годы демонстрировал тенденцию роста.
- Вследствие коронавирусного кризиса Китай обратит большее внимание на развитие экономических связей с Казахстаном и другими государствами Центральной Азии. Во-первых, эти страны богаты необходимыми его экономике природными ресурсами, во-вторых, регион может стать одним из плацдармов для усиления экономического влияния в мире, в-третьих, для Китая важно сохранить стабильность в окружающих его дружественных странах. Все эти факторы присутствовали и раньше, однако теперь, вследствие коронакризиса и возможного нового тренда китайской экономики на большую независимость от мировой, контакты с ближайшими странами особенно актуализируются. Развивая потребление внутри страны, Китай будет все больше нуждаться как в ресурсах, так и впоследствии в рынках сбыта.
- Как Казахстану адаптироваться в этой ситуации?
- Несмотря на падение цен на нефть, себестоимость ее разработки на некоторых месторождениях в Казахстане позволяет продолжать добычу. Нефть перестает быть сверхприбыльной отраслью, но остается при этом прибыльной, такой же как и горнодобывающая.
В этой ситуации Китай может стать перспективным инвестором в случае ухода западных компаний. Китайская экономика постепенно восстанавливается, со временем будут расти и ее потребности в энергоресурсах. Руководство Поднебесной разочаровалось в инвестициях в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и теперь сосредоточится на инвестициях в выгодные для своей экономики сферы. В данный момент китайские инвестиции в нефтяную отрасль Казахстана направляются в основном на скупку старых месторождений, стоимость добычи на которых высокая. Это поставит под вопрос рентабельность инвестиций, с одной стороны, но может стать причиной повышения интереса китайских компаний к новым инвестициям – с другой. Китайские нефтяные корпорации могут перехватить некоторые проекты, разрабатываемые западными компаниями.
- Какие альтернативы в сотрудничестве с Китаем вы могли бы назвать?
- Возможными альтернативными нефтяному сектору точками роста экономики, а также взаимодействия с Китаем станут горнодобывающая промышленность и металлургия. Падение цен на нефть открывает возможность для диверсификации экономики. Восстановить казахстанский экспорт можно за счет увеличения поставок продукции горнодобывающей промышленности и металлургии. За 2019 год Казахстан экспортировал продукции горнодобывающей промышленности и металлургии почти на 10 млрд долларов, что составляет 17% от всего экспорта страны. В 2020 году доля этой отрасли значительно увеличится за счет падения доли энергоресурсов и возможного роста объемов экспорта в Китай – основной рынок сбыта для этой продукции. В данных сферах Казахстан и раньше был конкурентоспособен на мировом уровне. Цены на металлы не упали так стремительно, как цены на нефть, так как в них спекулятивная составляющая не столь большая. При этом возможный рост китайской экономики открывает перспективы для увеличения производства металлов, которые она будет потреблять все больше.
- Какие новые возможности, на ваш взгляд, сейчас открываются перед Казахстаном?
- Для Казахстана могут открыться новые возможности для привлечения инвестиций в производство. Полное импортозамещение в условиях страны маловероятно. Да и ни одна страна мира не обладает полным набором технологий и производств для создания технологически сложных товаров. Казахстан может пойти отличным от импортозамещения путем, если воспользуется новым трендом на регионализацию производственных цепочек. После коронакризиса транснациональные компании перейдут к процессу диверсификации товарных цепочек и созданию региональных производственных циклов. Казахстан может стать базой для создания таких производств, которые смогут охватить не только казахстанский, но и региональный рынок.
- Пандемия выявила много проблем у всех стран мира.
- Главное, что пандемия выявила зависимость стран от поставок ряда товаров, в том числе первой необходимости. Налаживание собственного производства этих товаров займет значительное время, а некоторые технологически сложные производства создать во всех странах будет невозможно вовсе. К таким товарам можно отнести в первую очередь лекарства, сложное медицинское оборудование.
Попытки импортозамещения национальными компаниями в среднесрочной перспективе потерпят неудачу, за исключением простых в производстве товаров. Основная причина – сложность в производстве и доступность технологически более совершенной и дешевой импортной продукции и товаров транснациональных компаний. Для производства последних будут также необходимы импортные составляющие, что также приведет к снижению пошлин на запчасти и сырье.
Наиболее эффективным выходом из данной ситуации может стать снижение пошлин на одни товары и полное обнуление пошлин на другие, наиболее необходимые. В условиях девальвации национальных валют снизится и покупательная способность населения, и для удовлетворения его нужд правительства стран будут вынуждены снижать пошлины и на другие товары, в первую очередь на продовольствие. Таким образом, после периода протекционизма, вероятно, произойдет либерализация мировой торговли.