Нефтяная сделка заключена. Историческое снижение добычи на 9,7 млн баррелей в сутки подписано. Мексике разрешили практически не сокращать добычу и только на первых два месяца, а вот остальных ждут очень значительные сокращения. При этом цена на черное золото пока не растет, а угрозы от сокращения под определенными ракурсами выглядят даже более катастрофическими, чем от просто дешевой нефти.
Самое грустное, что озвученная сделка по-прежнему не позволяет добиться баланса спроса и предложения – из-за карантинов мировой спрос упал гораздо больше, чем согласовано снижение добычи на май и июнь. Одна Индия, которая по объемам спроса занимает третье место в мире, сократила потребление на 70% из-за жесткого карантина, объявленного в стране. Рынки надеются, что спрос восстановится в ближайшие месяцы, и некоторые страны будут наращивать покупки в госрезервы, чтобы дополнительно поддержать цены, но восстановление баланса спроса и предложения в будущем будет затрудняться экстремально высоким уровнем запасов, которые обещают дополнительно вырасти в ближайшие недели. Все эти факторы будут тормозить восстановление цен на нефть. На удаление «переизбытка добычи» могут уйти годы, этим обусловлен столь длинный срок сделки – 2 года. Чем дольше страны остаются закрытыми, тем разрушительнее будет воздействие на экономику.
Кстати, у Мексики есть свои причины не снижать добычу. Дело в том, что Мексика – одна из немногих стран-экспортеров, которая полностью застрахована от падения цен на нефть. В последние 20 лет Мексика ежегодно тратит около $1 млрд на покупку «азиатских пут-опционов» – контрактов, позволяющих продавцу в будущем продавать товар по средней цене за оговоренный заранее период времени. С помощью этих контрактов Мексика могла захеджировать по цене $45 весь свой экспорт на период с конца ноября 2019 года по начало декабря 2020. При сохранении до конца года нынешних цен на нефть она сможет заработать на этих контрактах почти $6 млрд. В самой Мексике условия экспортных контрактов – государственная тайна.
Казахстан официально согласился, что снизит добычу на май и июнь на 390 тысяч баррелей в сутки – это 23% добычи. С июля по декабрь сокращение составит 312 тысяч баррелей в сутки или 18%, а с января 2021 года до апреля 2022 года – 234 тысячи баррелей в сутки или на 14%. Но, как и в любой сделке, здесь есть свои «но», и этот нюанс достаточно серьезный для Казахстана. К сожалению, ОПЕК до сих пор не опубликовала итоговый документ с уровнями сокращения для каждых стран, поэтому опираться можно лишь на таблицы, которые публиковали все мировые СМИ и которые так или иначе подтверждаются в других странах.
Для Казахстана ОПЕК определила базовый уровень добычи, от которого и будет считать снижение, в 1 709 тысяч баррелей в сутки, тогда как уже в конце декабря прошлого года мы уже добывали 1 949 тысяч баррелей в сутки. Такой низкий уровень добычи Казахстан показывал в сентябре прошлого года, и он был связан с ремонтом на месторождениях, а до этого был лишь осенью 2018 года. Согласившись снижать с такого базового уровня, Казахстан на самом деле подписался под очень сомнительной сделкой – общее сокращение для республики от уровней декабря на май и июнь составит 32% или 630 тысяч баррелей в сутки, с июля по декабрь – 552 тысячи баррелей в сутки или 28,3%, а на весь 2021 год до апреля 2022 года – 480 тысяч или 24,6%.
«Такое сокращение добычи нефти может стать самой серьезной экономической катастрофой России с момента распада СССР, – пишет директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. – Выполнение этих условий – фантастический сценарий. Очевидно, что провал ждет и нефтепереработку. Это неизбежно приведет к сокращению рабочих мест и обвальному падению инвестиций в отрасли. Пострадают сервисные компании и огромное количество поставщиков. Только прямой эффект от падения добычи нефти и газа означает сокращение промышленного производства в РФ в 2020 году на 5% и ВВП – на 1,2%».
Что будет с Казахстаном – пока неизвестно. Последний прогноз министерства национальной экономики предполагал минус 0,9% ВВП по итогам года, но не учитывал сделку ОПЕК+ и то, на каких условиях она будет заключена. По подсчетам Центра исследований прикладной экономики AERC, подобное сокращение вернет нас к минимумам добычи 2008 года и приведет к снижению ВВП ниже прогнозных уровней.
Хорошая новость в том, что сделки ОПЕК+ и раньше выполнялись не очень дисциплинированно, об этом заявляет и Morgan Stanley. В таком случае удар по экономике Казахстана может быть меньше, источники в отрасли говорят о сокращении максимум до 200 000 баррелей в сутки, но без роста нефтяных котировок – это тоже пиррова победа. Кроме этого, остается открытым вопрос, за чей счет будет производиться сокращение, скорее всего, пострадает государственный сектор добычи, а об IPO «КазМунайГаза» и вовсе придется забыть минимум на год-два.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане