USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
BTC
98718.60$
-47.400

Турбизнес в тисках пандемии: как выжить?

Действенной мерой для рынка могло бы стать предоставление адресных субсидий для туроператоров, считают предприниматели

Share
Share
Share
Tweet
Share
Турбизнес в тисках пандемии: как выжить?- Kapital.kz

Туристический бизнес уже около месяца находится в полной стагнации. Его работу подкосили коронавирус и закрытие границ Казахстана. Компании надеются на то, что государство освободит их от налогов на период ЧП и предоставит адресные субсидии. Такие меры помогли бы им пережить непростое время.

Дмитрий Фирсенко, генеральный директор группы компаний Hot tour

Падение спроса на туры  началось в марте, когда Казахстан начал вводить меры по ограничению вылетов из страны. Казахстанцы стали либо отменять запланированные на март-апрель поездки, которые они оплатили через туристические агентства, либо переносить их на другие месяцы. Туры, запланированные в страны Восточной Азии, – Китай, Гоа, Мальдивы, Вьетнам – переносились в страны Центральной Азии. Хотя еще в январе и феврале они активно посещали другие государства и их не пугали уже зафиксированные случаи заражения коронавирусом в Китае и других странах.

В настоящее время все туркомпании отправили своих сотрудников в отпуск без содержания. Мы не можем себе позволить сохранить для работников минимальную заработную плату, потому что турбизнес несет убытки, поскольку при отмене поездки затраты на нее восполняются в полном объеме. Хотя раньше турагентства могли из этой суммы высчитать 2-3% от стоимости билетов – это штрафы, которые они должны были выплатить своим партнерам – гостиницам и т.д. - за отмену бронирования.

В туркомпании среднего масштаба работает 2-4 человека, в крупной – 15-50 сотрудников. Если учесть, что в Казахстане действовало до пандемии около 5 тыс. турагентств, то по минимальным оценкам, без работы сейчас остались порядка 10-20 тыс. человек.

Практически все турагентства арендуют помещения, и во время карантина они продолжают это делать. Компании, арендующие здания в Алматы с отдельным входом, только на аренде теряют 500-600 тыс. в месяц. Кроме того, нужно оплачивать работу программистов, поэтому, по моим оценкам, агентство среднего масштаба в Алматы в марте несло убытки от 300 тыс. до 1 млн тенге.

После того как в Казахстане отменят режим чрезвычайного положения и ситуация в других странах стабилизируется, крупные турагентства точно возобновят свою работу. Пока мне неизвестны случаи банкротства туркомпаний в связи с пандемией коронавируса. Некоторые агентства продолжают работать дистанционно, обслуживая своих текущих клиентов, ведь к нам по-прежнему обращаются казахстанцы, которые хотят перебронировать поездки.

Недавно было подписано постановление, согласно которому в 2020 году турбизнес будет освобожден от уплаты налога на имущество юрлиц и ИП. Это позитивная инициатива. Одно из наших предложений – временно освободить туротрасль от уплаты всех видов налогов.

Также мы считаем, что после того как эпидемиологическая ситуация в Казахстане и других странах нормализуется, государству нужно помочь чартерным перевозчикам. Им можно  предоставить льготные цены на авиатопливо, снизить для них цены на обслуживание бортов в аэропортах. Эта мера поможет снизить стоимость авиабилетов и увеличить спрос на туры. Мы уже совместно с Казахстанской туристской ассоциацией готовим предложения правительству по поддержке туристической отрасли.

Инна Рей, председатель фонда «Туристік Қамқор»

Сегодня на туристском рынке сложилась тяжелейшая ситуация. Недавнее выступление президента нашей страны и озвученные им меры поддержки вселяют в нас большие надежды. Уверены, что туротрасль выстоит. Системная и своевременная мера по освобождению гостиничного бизнеса и туризма от уплаты налогов на фонд оплаты труда поможет нам сохранить часть наших кадров. За счет этого мы сможем подготовиться к посткризисному периоду.

Очень хорошая мера, которая позволяет поддержать наш бизнес – освобождение от уплаты налога на имущество. Но она, к сожалению, может помочь только гостиницам, но не туроператорам. Мы видим, что глава государства и правительство нас слышат и надеемся, что этот тренд продолжится. 

В то же время туроператорский рынок строится на раннем бронировании услуг. На полученные от клиентов средства производится предоплата отелям, авиакомпаниям, компаниям-партнерам. Клиенты обоснованно отменяют свои поездки и требуют возврата своих денег. Авиакомпании не могут вернуть деньги туроператорам, потому что внесли предоплату за авиатопливо и за техническое обслуживание воздушных судов. Отели не могут вернуть средства, потому что заранее оплатили за поставку питания, техническое обслуживание систем функционирования отельных комплексов. Замкнутый круг. По нашим подсчетам, только 26 туроператоров должны вернуть 3,8 млрд тенге своим клиентам. Следующей действенной мерой для рынка могло бы стать предоставление адресных субсидий для туроператоров. Также можно было выдать льготные кредиты для пополнения оборотных средств с гарантированием их со стороны государства на уровне 85%.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.