В понедельник случился тот самый день. В каждом кризисе есть тот самый день, от которого идет отсчет. Началось все с коронавируса, и, кстати, он пока еще не закончил убивать рынки и людей, к сожалению. Первым выстрелом стало решение России не участвовать в сделке ОПЕК+, а контрольным – заявление Саудовской Аравии в отместку нарастить добычу и развязать ценовую войну за нефть. В итоге мы получили черный понедельник, падение нефти на треть, ослабление рубля и тенге и все прелести, которые несет за собой эта нестабильность.
Еще до вспышки эпидемии добыча нефти не сулила ничего хорошего и находилась на самом низком уровне с 2009 года, можно сказать, что вирус ее добил, но закончили работы, конечно же, Россия и Саудовская Аравия в Вене. Без новых договоренностей стороны смогут добывать нефть в любых объемах – это означает начало ценовой войны. Казахстан в этих играх не участвует – мы сможем нарастить добычу по плану министерства энергетики только к 2023 году, когда будет введен в эксплуатацию проект расширения Тенгиза.
Чтобы все восстановить, Трамп работает без сна и усталости. Он заявил, что США предпримут «значительные» шаги для защиты американской экономики с помощью фискальных стимулов. Это на фоне уже пониженной ставки и, возможно, еще одного понижения, которое будет ждать нас 18 марта. В итоге на рынке сложилась довольно редкая ситуация – нефть зажата в ножницах падения спроса из-за коронавируса и наращивания предложения крупнейшими странами-производителями. На данный момент движение нефти непредсказуемо, и предположить, на каком уровне она стабилизируется, очень сложно.
В понедельник, который уже по привычке прозвали черным, сразу после открытия Нью-Йоркской фондовой биржи торги были остановлены, поскольку индекс S&P 500 упал на 7%, спровоцировав автоматическое 15-минутное отключение, чтобы приостановить панику. В последний раз такая автоматическая остановка была в 2008 году. DowJones упал на 2000 пунктов впервые в истории в течение одних торгов. Уже к концу дня часть падения была отыграна.
Дешевеет и доллар, его индекс в черный понедельник упал на 1% ко всем основным валютам: евро, японской иене, швейцарскому франку, и пробил минимумы с октября 2018 года. Важно отметить, что укрепление иены крайне нежелательно для местных компаний и корпораций, поэтому японское правительство объявило, что предпримет меры для поддержки местных компаний. Это продолжение тренда на ослабление доллара после решения о снижении ставки. И если нас ждет еще одно снижение – оно пойдет на руку тенге.
Cash is the king, уверены рынки. Традиционный защитный актив обновил максимумы за последние восемь лет, достигнув отметки в $1 700, но уже во вторник утром фьючерсы на золото откатились в район $1 660. Инвесторы предпочитают старый добрый кеш и верят, что все еще наладится.
Не обошла участь падения и биткоин. Люди продавали все по всем активам. Биткоин стал отражением неприятия рисков, поскольку проблемы в глобальной экономике назревали уже давно. Хрупкий баланс удерживался только благодаря мерам стимулирования. Это касается как акций, так и нефти. Недавние события вокруг эпидемии стали триггером обострения всех глобальных болезней.
Вероятно, биткоин начнет восстанавливаться уже вскоре после разворота фондового рынка. Однако в данный момент попытка отскока может быть лишь временной передышкой перед дальнейшим снижением. Биткоин пробил целый ряд уровней поддержки. С учетом того, что институциональные инвесторы пристально следят за техническими индикаторами и настраивают в соответствии с ними ботов, его могут ждать непростые времена в краткосрочной перспективе.
Многие надеются, что дно уже достигнуто, но, к сожалению, вирус удалось победить пока только в Китае, и то не полностью. На пути выздоровления Южная Корея, а весь остальной мир пока только ныряет в пучину эпидемии и это не сулит ничего хорошего рынкам. Единственный лучик надежды – разгон экономики Китая и восстановление потребления нефти там на фоне сокращения добычи в Ливии и Иране, именно иранскую нефть покупала Поднебесная, но пока это лишь надежда.
Казахстану остается готовиться к почти неминуемому карантину. И кажется, к дальнейшим проблемам на мировых рынках, которые будут давить на нашу экономику. Видимо, это не конец, а лишь начало конца, и черный лебедь вируса еще покажет себя во всей красе, но лучше бы, конечно, нет.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане