USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.60$
-0.110
BTC
104021.00$
-1966.000

Когда казахстанский автопром сможет увеличить локализацию

По законам отрасли

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Владимир Третьяков

Фото: Владимир Третьяков

Около 60% новых автомобилей, проданных в прошлом году в Казахстане, – отечественного производства. Хотя еще несколько лет назад этот уровень достигал не более 25%. Как отметил в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» директор по стратегическому планированию ОЮЛ «КазАвтоПром» Артур Мискарян, важное преимущество отечественных авто – цена: на сегодня она составляет в среднем 6,8 млн тенге, а импортного – 10,9 млн. 

- Артур, как вы относитесь к критике отечественного автопрома относительно того, что в Казахстане, по большому счету, авто собирают, а не производят?

- В Казахстане, как и в любой стране, автомобильная отрасль развивается параллельно тому, как растет рынок и экономика страны в целом. На начальном этапе речь может идти лишь об импорте автомобилей на внутренний рынок. По мере роста сбыта создаются предприятия, где осуществляется крупноузловая сборка, а затем – полномасштабное производство, включающее сварку и окраску кузова.

Переход на следующий этап, как правило, происходит тогда, когда рынок потребляет более 100 тыс. локально произведенных автомобилей в год – в таких условиях становится рентабельным производство автокомпонентов. На данном этапе у отрасли возникает потенциал для развития экспорта. Казахстанский автопром сегодня стремится к этому этапу развития. 

Затем, по мере дальнейшего роста домашнего рынка и наращивания экспортных поставок, в стране может быть создано производство двигателей, коробок передач и других сложных элементов конструкции. К этому этапу отрасль приближается после того, как рынок осваивает миллионы автомобилей ежегодно. Кроме того, на этой стадии особое значение приобретает наличие академической базы и высококвалифицированных инженерных кадров.

- Локализация казахстанского автопрома – один из самых неоднозначных аспектов. Каков ваш прогноз по увеличению доли локализации? От чего это будет зависеть и какие механизмы помогут увеличить показатель?

- Уровень локализации – это тот показатель, который как раз отражает развитие отрасли и рынка. В Казахстане сегодня мы можем говорить о 30-35% в среднем по отрасли. Чем больше рынок – тем выше этот показатель. Один и тот же условный бренд в Казахстане сегодня может иметь 30% местного содержания, а, например, в России – 60% и выше. Причина – в объемах рынка и, как следствие – рентабельности производства компонентов.

С 2017 года мы наблюдаем восстановление рынка, в 2019 году продажи превысили 70 тыс. автомобилей, из которых 60% пришлось на долю отечественных производителей. По законам отрасли, существенный рост местного содержания происходит тогда, когда сбыт превышает 100-120 тыс. автомобилей в год.

Для этого, во-первых, нужны предприятия, способные обеспечить такую мощность, а во-вторых – соответствующие возможности для сбыта. Стимулирование активности потребителей и инвестиционное кредитование отрасли – те механизмы, которые могут способствовать развитию автопрома и повышению локализации, а следовательно – обеспечить создание высокооплачиваемых рабочих мест и снизить валютную зависимость.

- Если говорить об экспорте, то каким требованиям зарубежных рынков авто казахстанской сборки соответствует или не соответствует?

- С точки зрения принятия общемировых стандартов по экологичности, безопасности и снятия внешнеторговых барьеров Казахстан продвинулся дальше по сравнению с некоторыми соседними странами. В то же время на рынках наших крупных торговых партнеров казахстанские производители сталкиваются с высокими барьерами.

Один из таких примеров – введение стандарта China-6 в Китае. Рынок этой страны, по понятным причинам, является привлекательным для казахстанских производителей. Введение нового стандарта в Китае фактически закрыло этот рынок для наших производителей. Одновременно с этим мы видим, как китайские компании с государственным участием активно проявляют интерес к казахстанскому рынку.

Другой пример – несоизмеримо высокие ввозные пошлины на автомобили в Узбекистане, где интересы местных производителей возведены в абсолют. При этом, как и в предыдущем примере, в Узбекистане оказывается массированная государственная поддержка местным производителям, которые также проявляют интерес к рынку Казахстана.

Чтобы сбалансировать ситуацию, казахстанским производителям необходимо заручиться поддержкой правительства. Механизмы такой поддержки – субсидирование расходов на транспортировку и сертификацию автомобилей, страхование сделок. В этом направлении ведется большая работа, за которую отрасль благодарна государству. Также мы надеемся на участие наших госорганов в диалоге с госорганами соседних стран, с тем, чтобы привести к паритету интересы казахстанских и зарубежных производителей.

- Какие тенденции в автомобильной промышленности вы можете отметить?

- Отечественные производители сегодня занимаются технологическими разработками, которые позволяют улучшить опыт эксплуатации автомобиля. Яркий пример – телематическая охранная система, разработанная усть-каменогорской командой инженеров. Она обеспечивает управление частью функций и отслеживает состояние автомобиля. Сегодня эта система устанавливается на автомобили казахстанского производства.

Потребитель все лучше оценивает преимущества покупки локализованных машин, на их долю приходится уже 60% продаж, хотя несколько лет назад это было 20-25%. Важное преимущество – цена: если отечественный автомобиль сегодня стоит в среднем 6,8 млн тенге, то импортный – 10,9 млн.

Плюс ко всему, покупатели казахстанских автомобилей могут воспользоваться программой льготного кредитования со ставкой 7,5% – это самое выгодное предложение на рынке, и оно пользуется колоссальным спросом. Модельный ряд автомобилей, производимых в стране, растет и обновляется. Это в конечном счете обеспечивает покупателю богатство выбора.

- Есть ли перспектива у производства электромобилей?

- Казахстанские предприятия уже продемонстрировали техническую готовность к производству электромобилей. Первая пилотная партия электромобилей сошла с конвейера в Усть-Каменогорске в 2014 году. Два ключевых фактора, от которых зависит распространение этого вида техники – зарядная инфраструктура и стоимость автомобилей на электрической тяге.

Нужно отметить, что вопрос инфраструктуры в крупных городах уже не стоит так остро – в Нур-Султане и Алматы станции для зарядки сегодня вполне доступны. Однако даже в этих городах электромобили все еще не получили распространения. При этом стоимость такой техники по-прежнему остается крайне высокой: в среднем в полтора раза дороже аналогичных автомобилей с традиционным двигателем внутреннего сгорания – это главная причина отсутствия спроса.

Плюс ко всему, на сегодняшнем этапе развития технологий, которые используются в автомобилях на электрической тяге, есть ряд ограничений по эксплуатации. Главным образом это низкие температуры зимой и малая дальность хода, которая делает невозможной эксплуатацию электромобиля за пределами города.

Это отражают и цифры: за прошлый год в стране было зарегистрировано всего 33 электромобиля, так что на сегодняшний день этот вид техники остается нишевым товаром. Сегодня вся отрасль ждет открытий, которые позволят снизить стоимость электромобилей, повысить емкость батарей и уменьшить климатическую зависимость.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.